Мотив скал нечасто встречается в
искусстве Коро, обычно вызывающем в сознании
образ какой-то расплывчатой, туманной,
подернутой флером среды. Между тем этот мотив
привлек художника с самых ранних его шагов в
искусстве. Уже тогда романтический культ дикой
"вечной" природы нашел в Коро искреннего
адепта. Он обратился к "скальной" тематике
еще в середине 1820-х годов, в изображениях леса
Фонтенбло. Приехав вскоре в Италию, молодой
художник был покорен скалами Эртрурии, суровыми
окрестностями Чивита Кастеллана и замка Сант
Элиа.
Лето 1828 г. Коро провел
в Неаполе, совершая вылазки в его окрестности,
взбирался на Везувий, побывал на Капри и на
острове Иския. Робо, биограф художника, говоря о
его поездке в Неаполь и окрестности, замечает,
что он "отмечал свой маршрут то рисунком, то
картиной". По-видимому, именно тогда были
написаны "Скалы", необычный для Коро пейзаж,
не имеющий прямых аналогий в его живописи. Вообще
морские берега редко вызывали у художника
желание запечатлеть их. Впрочем, картина не
производит впечатление натурного этюда и могла
быть исполнена позднее. Известно, что в Салон 1837
г. Коро послал "Вид Искии", однако даже Робо
не мог идентифицировать эту картину.
Красные шапочки на
мужчинах у входа в грот, характерная примета
костюма неаполитанских рыбаков, помогают
неаполитанской "привязке" картины, а
особенности пейзажа позволяют еще более ее
уточнить. Можно предположить, что здесь
изображен берег Искии, острова вулканического
происхождения, где греческие колонисты осели еще
в VIII веке до н.э. или какой-то другой пейзаж в
окрестностях Неаполя. Старинный облик
величественного побережья, когда архитектура, не
способная спорить с природой, уступает ей и почти
сливается со склоном, к которому лепится, привлек
художника с той же силой, с какой притягивали его
античные руины Рима и нетронутые человеком
уголки Римской Кампаньи. Что картина лишена
свежести многих пейзажей Коро того времени,
можно объяснить желанием художника точнее
запечатлеть своеобразие места: общий колорит
"Скал" определен природным серовато-желтым
цветом островного камня.
Старая карандашная
надпись на подрамнике Baron von der Heydt позволяет
предположить, что картина когда-то принадлежала
Августу фон дер Хейдту (1851-1929), знаменитому
коллекционеру новой живописи, основателю Музея
фон дер Хейдта в Вуппертале. Однако последнее
местонахождение картины в Германии остается
неизвестным.
По материалам
книги: А.Костеневич "Неведомые шедевры.
Французская живопись XIX-XX веков из частных
собраний Германии", Издательство "Харри
Н.Абрамс", Нью-Йорк- Санкт-Петербург, 1995 г.
|