Эпизоды из жизни: 1 2
Курбе всю. свою жизнь боролся. И не только
за новый язык в искусстве, но и против
несправедливости, царящей в мире, против
буржуазного благополучия, считавшегося идеалом
в современной ему Франции. Революционер по
натуре, он испытал горчайшие разочарования и
окончил свою жизнь в изгнании.
Жан Дезире Гюстав Курбе
родился 10 июня 1819 года в небольшом городке
Орнане, расположенном неподалеку от швейцарской
границы. Его предки со стороны отца, владельца
фермы и виноградников, на протяжении нескольких
поколений жили в восточной Франции; мать тоже
была уроженкой этих мест. С детства будущий
художник был влюблен в свою малую родину, и эта
любовь оставила заметный след в его творчестве.
В 1831 году Гюстав поступил в
местную школу, где быстро приобрел репутацию
шумного и проказливого ученика. Интерес к
рисованию пробудил у него "папаша" Бод, один
из его школьных учителей. Когда-то Бод был
подмастерьем у Антуана Жана Гроса (1771-1835), одного
из ведущих художников-неоклассицистов, и теперь
сам побуждал своих учеников как можно больше
рисовать с натуры. Позже Курбе говорил, что
именно благодаря Боду он стал художником.
В 1837 году Гюстав поступил в
Королевский колледж в Безансоне. Вняв советам
родных, он изучал право, но вместе с тем (уже по
собственному желанию) посещал занятия и в
местной Академии. Очевидно, что это сыграло свою
роль в том, что в 1839 году юноша отправился в Париж.
Там он первое время осваивал азы художнического
ремесла у некоего художника Стобена. Ученические
штудии Гюстав дополнял посещением музеев, где
старательно копировал выставленные работы
живописцев - от старых испанских и голландских
мастеров до Теодора Жерико и Эжена Делакруа.
Позже художник объявлял себя самоучкой, но в этом
немного лукавил, потому что начальное
художественное образование он все-таки получил.
Подобно большинству молодых
честолюбцев от живописи, Курбе надеялся добиться
признания, выставившись в Салоне. Он напряженно
искал выигрышную тему для выставочной работы и
экспериментировал с различными стилями. В период
между 1841 и 1847 годами он попробовал себя в
портрете, пейзаже, жанровых сценках и даже в
религиозной живописи. Результат вышел довольно
плачевным. Большинство предлагаемых работ Курбе
жюри Салона отвергло. Из попавших же в Салон трех
картин лишь одну ("Автопортрет с черной
собакой") весьма сдержанно заметила
критика.
"Автопортрет с черной собакой". 1844
г.
Холст, масло.
Музей дю Петит Палас, Париж.
Таким образом, положение
Курбе накануне французской революции 1848 года
было не слишком благополучным. Все еще больше
усложнилось в 1847 году, когда Курбе женился на
Виржинии Бине, несколько лет до того бывшей его
любовницей (в этом году она родила его сына). О
Виржинии известно лишь то, что она была на
одиннадцать лет старше Гюстава и, как полагают,
позировала для его картины "Влюбленные на
природе". Этот союз распался в 1855 году. Сын
Курбе умер очень молодым, в 1872 году.
Впрочем, в 1846 году художнику
как будто улыбнулась судьба. Один голландский
торговец произведениями искусства приобрел две
его работы и пообещал новые заказы, если тот
приедет в Голландию. Курбе поддерживали и его
новые друзья, все сплошь молодые писатели и
художники. Среди них были фигуры, не нуждающиеся
в особом представлении, - например, Шарль Бодлер и
Пьер Жозеф Прудон. Компания обычно собиралась в
пивной, находившейся в двух шагах от мастерской
художника и прозванной друзьями "Храмом
реализма". Именно здесь велись первые
переговоры об основании "новой школы" в
искусстве, которая мыслилась реалистической по
духу.
Письма Курбе той поры
довольно тщеславны; в действительности же ни о
какой громкой славе говорить не приходилось. Но
на помощь пришла революция. В феврале 1848 года
французский король Луи-Филипп отрекся от трона, и
власть перешла в руки республиканского
правительства. Салон уцелел, однако его
отборочную комиссию упразднили. Пользуясь
представившейся возможностью, Курбе выставил в
Салоне сразу десять своих картин. О художнике
заговорили. На следующий год его картина
"Послеобеденный отдых в Орнане" получила
золотую медаль и была приобретена
правительством для музея в городе Лилле.
Но жизнь Курбе от этого легче
не стала. Именно к этому времени художник
выработал свою реалистическую манеру. У многих
она вызывала ярость. Так, шедевр Курбе "Похороны
в Орнане" в Салоне 1850-1851 года подвергся
настоящей травле. Критики ядовито отплевывались,
карикатуристы до бесконечности пародировали
картину, а власти заподозрили в ней
зашифрованное послание подрывного характера.
"Похороны в Орнане". 1849-1850 гг.
Холст, масло. 314х663 см.
Музей д'Орсэ, Париж.
Реализм вызывал неприятие по
двум причинам. Во-первых, раздражала сама его
эстетика, противостоящая принятому в Салоне
академизму. Во-вторых, он казался опасным, потому
что его активно поддерживали социалисты. Курбе
же свою оппозиционность существующему порядку
вещей всячески подчеркивал. В одном из интервью
1851 года он напрямую заявил: "Я не только
социалист, но также демократ и республиканец.
Иными словами, я революционер до мозга костей".
Вторая империя, установившаяся через год,
подобных слов не прощала.
В 1855 году его картины были не
приняты на Всемирную выставку. В ответ на это
худложник рядом с официальным французским
павильоном изящных искусств организовал частную
выставку своих работ в павильоне, названном им
"Павильон реализма". К огорчению Курбе, этот
демарш не поддержала публика, и он едва окупил
затраты по строительству помещения. В 1857 году
были изменены правила приема картин в Салон, и
первую скрипку в отборе работ снова стала играть
приемная комиссия. Тогда художник обратил свои
взоры на соседние страны. В 1856 году он посетил
Бельгию, где, по его собственным словам, "жил
как принц". Двумя годами позже он надолго
остановился в Германии, где тоже был хорошо
принят. Кроме того, Курбе с успехом выставлялся в
Лондоне, Антверпене, Амстердаме, Брюсселе и
Гааге. Самым триумфальным выдался для него 1869
год, когда бельгийский король Леопольд II
наградил его золотой медалью, а баварский король
Людвиг II - орденом святого Михаила.
В Париже, между тем,
продолжались дрязги с Салоном и властями. Дважды
картины художника хорошо принимались в Салоне,
но правительство отказывалось приобретать их. В
конце концов Курбе пошел на открытую
конфронтацию. Он представил в приемную комиссию
картину, которая не могла не вызвать скандал. Это
было "Возвращение кюре с конференции" -
групповой портрет сильно подвыпивших
священнослужителей. В те дни художник писал
одному из своих друзей: "Если эта картина
вызвала такое неудовольствие, я могу считать, что
достиг своей цели... Да свершится Революция".
Таким образом, события,
окончившиеся изгнанием Курбе из страны, были
закономерны. В 1870 году Франция вступила в войну с
Пруссией, окончившуюся катастрофой. Власть в
Париже ненадолго перешла в руки
республиканского правительства. Курбе принял
деятельное участие в Парижской Коммуне. В мае 1871
года Коммуна была утоплена в крови. Курбе
арестовали - в частности, и за то, что он приложил
руку к уничтожению Вандомской колонны. Художника
приговорили к штрафу в 500 франков и
шестимесячному тюремному заключению.
После освобождения Курбе
вновь взялся за кисть. Но в 1873 году к власти
пришел маршал Мак-Магон, и по его указу было
возобновлено расследование по поводу разрушения
Вандомской колонны. Опасаясь нового ареста,
художник бежал из Франции. Он поселился в
швейцарском городке Тур-де-Пельц, неподалеку от
границы.
Судебное разбирательство
тянулось вплоть до 1877 года. Художнику предъявили
штраф на 323 000 франков, все его картины оказались
конфискованными и были проданы с молотка. После
этого здоровье Курбе стало стремительно
ухудшаться. 31 декабря 1877 года он скончался. Позже,
в 1919 году (к столетию со дня рождения художника),
останки Курбе перевезли на его родину, в Орнан.
По материалам
"Художественная галерея. Курбе", №17, 2005 г.