Импрессионизм в сети

 

Гюстав Курбе

Эпизоды из жизни:
Шокирующий реализм

Гюстав Курбе: коллекция

Гюстав Курбе: литература

Гюстав Курбе в музеях

Гюстав Курбе: биография

Эпизоды из жизни: 1 2

Курбе утверждал, что его всегдашней целью было, - цитируем, - "запечатлевать различные стороны современной жизни такими, какими они представлялись моему взору. Я стремлюсь к тому, - говорил он, - чтобы, оставаясь художником и гражданином, создавать жизненные картины".

Многим сегодня характеристика Курбе как бунтаря и революционного новатора кажется преувеличенной. Его картины в том, что касается манеры, - по сравнению с творчеством тех же импрессионистов - кажутся вполне старомодными. с другой стороны, если говорить о революционном пафосе, то его, пожалуй, гораздо мощнее выразили Делакруа или Давид. И вместе с тем Курбе решительно повлиял на эстетику современной ему живописи, существенно расширив его рамки. Именно он проторил дорогу модернизму.

В 1840-х годах, когда Курбе отчаянно боролся за право писать так, как он того хотел, во французской живописи царствовал Салон. Участие в Салоне становилось важнейшим шагом в карьере любого начинающего художника. И рецепт успеха тут был хорошо известен. Больше всего ценилась историческая живопись. Это была очень широкая категория, включавшая в себя выдержанные в академическом стиле картины, написанные по мотивам классической мифологии и на библейские сюжеты.

Представленные в Салон картины всегд отличались своими внушительными размерами; на них изображались идеализированные фигуры, а композиция обязательно должна была доносить до зрителя четко обозначенную мораль. Менее значимыми и, следовательно, располагавшими меньшими шансами прославить автора считались портреты, пейзажи и жанровая живопись. Художники, работавшие в этих жанрах, в Салоне воспринимались кем-то вроде бедных родственников.

Курбе отлично знал эти правила. На первых порах он старался им соответствовать. Его картина 1844 года "Лот и его дочери" была типичным образцом исторического произведения, созданного в пышной манере. Потерпев с нею неудачу в Салоне, Курбе сосредоточился на картинах "второго сорта".

Заметная перемена произошла в конце 1840-х годов, когда он увлекся жанровыми сценами. Такие картины, как "Похороны в Орнане", "Крестьяне из Флажи" и "Послеобеденный отдых в Орнане", пугали современных критиков, прежде всего, своим "гигантизмом". Критики недоумевали: почему фигуры крестьян не уступают в размере (а значит, имеют ту же значимость) привычным изображениям классических богов, полководцев или библейских персонажей? Вызывала вопросы и сама сельская тематика. Политическая нестабильность, сменившаяся революцией 1848 года, мало кому нравилась. Многие всерьез опасались повторения кровавых событий Великой революции 1789 года, в которой крестьяне сыграли свою роль. Поэтому в фигурах крестьян, написанных под стать богам, видели политический подтекст.

Гюстав Курбе "Похороны в Орнане"
"Похороны в Орнане". 1849-1850 гг.
Холст, масло. 314х663 см.
Музей д'Орсэ, Париж.

Гюстав Курбе "Крестьяне из Флажи, возвращающиеся с ярмарки, Орнан"
"Крестьяне из Флажи, возвращающиеся с ярмарки, Орнан". 1850-1855 гг.
Холст, масло.
Музей изящных искусств, Безансон.

В замешательство приводили критиков и другие особенности стиля Курбе.

В конце концов, они начали упрекать художника в приверженности к изображению уродливого и низкого. Картины Курбе стали настоящим кладом для карикатуристов. Церковные сторожа с полотна "Похороны в Орнане" были осмеяны за пьянство, "Купальщицы" - за пышность и грубость форм, а "Крестьяне из Флажи" - за их статичность.

Гюстав Курбе "Купальщицы"
"Купальщицы". 1853 г.
Холст, масло. 227х193 см.
Музей Фабра, Монпелье.

О картине

Но смех часто есть следствие элементарного непонимания. Когда человек не понимает, зачем создано то или иное художественное произведение, то он или пытается понять это, или раздражается, или смеется. Последнее - самый простой путь. С исторической живописью все было ясно. Историческая живопись считалась вершиной искусства за то, что обращалась к возвышенным темам и "научала" зрителя. Героические поступки, трагические события, сложные аллегории, высокие помыслы - все работало на это. В произведениях Курбе ничего этого не было и в помине. Чтобы не признать их сущей бессмыслицей, оставалось искать политический подтекст.

А все потому, что Курбе открывал в живописи новое, неслыханное - реализм. Это движение, получившее свое название благодаря Жюлю Шамфлери, побудило художников отойти от морализаторской живописи, исторических или аллегорических сцен и сосредоточиться на окружающем их реальном мире.

"Живопись должна быть конкретным искусством, - провозглашал Курбе, - тесно связанным с реальностью". Эту мысль художник реализует в своих главных работах. Он пишет мир, который хорошо ему знаком: окрестности родного Орнана и его обитателей - свиноводов, дробильщиков камня и местных чиновников. Он изображает их честно и непредвзято, не скрывая их недостатков, не закрывая глаза на их пороки.

Реализм сыграл важную роль в становлении современной французской живописи. Он научил ее интересоваться современностью. Как писал Курбе, "художник не способен в точности воспроизвести события прошлого или будущего веков... Каждая эпоха рождает своих художников, призванных сохранить ее для будущих поколений". Позже эта мысль была подхвачена и развита импрессионистами, они довели ее до логического завершения. По их мнению, художник должен стремиться к тому, чтобы запечатлеть то мгновенное и ускользающее от воплощения, что видит перед своими глазами.

Курбе не только расчищал путь к стилистическим открытиям импрессионистов, но и формулировал принципы, ставшие аксиомами для новейшей живописи. Один из них, главнейший, формулировался примерно так - художник должен обрести свободу, освободиться от шор, навязанных ему обществом. Художники романтической эры, несмотря на весь свой бунтарский дух, продолжали двигаться к успеху по знакомому пути - через Салон и получение государственных заказов. После 1855 года Курбе осудил этот путь. Устроив персональную выставку своих работ в противовес официальной экспозиции, представленной на Всемирной выставке в Париже, он не добился материального успеха, но показал пример того, как должен жить истинный художник. Этот пример вдохновил лучших. Те же импрессионисты, отвергнутые Салоном, решили организовывать свои независимые выставки.

Курбе был оригинален во всем. Особенно это касается попыток в корне реформировать систему художественного образования. В 1862 году он открыл свою экспериментальную студию, в которой не было мастера-педагога. В качестве же натурщика художник представил изумленным ученикам живого быка. И это было не эпатажем, а продуманной системой. Педагогические заповеди Курбе не потеряют своей актуальности никогда. Вот они: "Не делай то, что делаю я. Не делай то, что делают другие. Делай то, что видишь, что чувствуешь, что хочешь".

СЦЕНЫ ОХОТЫ

Второй после живописи страстью Курбе была охота. Поездки для работы в Орнан он часто приурочивал к охотничьим сезонам. В 1858 году ему посчастливилось убить на охоте в Германии огромного оленя, ставшего самым крупным охотничьим трофеем за последнюю четверть века и принесшего художнику не меньшую славу, чем его картины.

Интерес к сценам охоты подогревался у Курбе успехом художников, получавших за свои работы, исполненные в этом жанре, награды в Салоне. Курбе отличало от многих то, что он не страшился изображать жестокость, свойственную охотничьему миру. Такие его картины, как "Охотник, избивающий свою собаку",  1867, очень далеки от тех лакированных сцен охоты, что были популярны по обе стороны Ла-Манша.

 

Гюстав Курбе "Охотник, избивающий свою собаку"
"Охотник, избивающий свою собаку". 1867 г.
Галерея современного искусства, Рим.

 

НЮ

Критическое отношение Курбе к традиционной живописи прекрасно иллюстрируют его ню. Говоря об изображении обнаженной женской натуры у Курбе, чаще приводят в пример его "Купальщиц",наделавших переполох в Салоне. Именно эта картина стала излюбленной мишенью для оппонентов реалистической живописи. В качестве главного обвинения обычно фигурировало то, что эта живопись склонна примечать лишь уродливое. Но в случае Курбе такую точку зрения никак нельзя признать справедливой. Он написал целый ряд явно эротических картин - в частности, скандальное полотно "Спящие", эксплуатирующую тему лесбийской любви. Вместе с тем картины Курбе, представляющие одиночных обнаженных героинь, выдержаны в академической манере, которая так ценилась Салоном. Наиболее удачной среди них, пожалуй, является работа "Весна".

Гюстав Курбе "Спящие"
"Спящие". 1866 г.
Холст, масло.
Музей дю Петит Палас, Париж.

Гюстав Курбе "Источник"
"Весна". 1868 г.
Холст, масло. 128х97 см.
Музей д'Орсэ, Париж.

АВТОПОРТРЕТЫ

Курбе был великолепным портретистом. При этом он сам часто выступал в роли натурщика для своих полотен. Большинство автопортретов относится к началу творческого пути художника; они помогают проследить истоки и становление его мастерства. Некоторые работы этого рода имеют романтическую окраску - например, картина "Раненый", с несколько претенциозной позой ее персонажа. Другие автопортреты выглядят менее наигранными - в качестве примера приводим картину "Человек с трубкой", 1873-1874. Она имела успех в  Салоне и даже была приобретена Луи Наполеоном. Добавим, что в части автопортретов, написанных очень сдержанно, прослеживается влияние старых испанских и голландских мастеров, чьи работы Курбе прилежно изучал во время посещений Лувра.

Гюстав Курбе "Раненый человек"
"Раненый". 1844-1854 гг.
Холст, масло.
Музей д'Орсэ, Париж.

Гюстав Курбе "Человек с трубкой"
"Человек с трубкой". 1873-1874 гг.
Дом-музей Гюстава Курбе, Омьен, Франция.

РИСУНКИ

Даже самые предвзятые критики редко упрекали Курбе в отсутствии технического мастерства. Ярче всего оно проявляется в его рисунках и набросках, созданных без оглядки на Салон. Даже в ранних работах - таких, как "Портрет Жюльетты Курбе", 1840-1841, - Курбе уже выступает как замечательный рисовальщик. Уцелевшие альбомы художника в основном заполнены пейзажами, над которыми он работал во время регулярных приездов в Орнан. Кроме того, сохранился уникальный альбом, относящийся к началу 1870-х годов. Все зарисовки в нем сделаны в дни Парижской Коммуны и в тюрьме, куда на шесть месяцев угодил Курбе.

Гюстав Курбе "Портрет Жюльетт Курбе (Спящий ребенок)"
"Портрет Жюльетт Курбе". 1841 г.
Карандаш, бумага.
Музей д'Орсэ, Париж.

Гюстав Курбе "Отдых на природе"
"Отдых на природе".
Музей изобразительных искусств, Безансон.

Известно на удивление мало набросков Курбе к его большим полотнам. В музее города Безансона имеется, например, сделанный углем набросок похорон, похожий на очень раннюю версию картины "Похороны в Орнане". Точно так же "Отдых на природе" можно рассматривать как этюд к картине "Раненый".

РАБОЧИЕ И КРЕСТЬЯНЕ

Многие критики считали образы трудящихся людей у Курбе явным отражением социалистических взглядов художника. Действительно, в настойчивом обращении к этой теме и в способах ее решени я был своеобразный вызов. Курбе и его единомышленникам образы этих людей казались более значимыми, чем навязшие в зубах изображения римских императоров или древних богов.

Вместе с тем Курбе сильно отличался, например, от Милле, чьи "крестьянские" полотна либо строились на библейских аллюзиях, либо подчеркивали величие "земляного" труда. Все это было чуждо Курбе. На картине "Дробильщики камня", наиболее бескомпромиссной из его посвященных труду работ, он показывает двух безымянных мужчин, чьи лица скрыты от зрителя. Но мы легко понимаем, насколько тяжела их жизнь; эта картина не просветляет, но зовет зрителя к борьбе. Персонажами подобных картин Курбе чаще всего становились крестьяне и рабочие Орнана.

Гюстав Курбе "Дробильщики камня"
"Дробильщики камня".
Частное собрание.

 

ПЕЙЗАЖИ

Искусствоведы обычно уделяют основное внимание фигурным композициям Курбе. Между тем в смысле художнической техники высшими достижениями художника следует считать его пейзажи, марины и натюрморты. Между прочим, именно эти картины пользовались наибольшей популярностью и были для Курбе основным источником дохода.

Курбе написал множество пейзажей. Больше всего он любил изображать густые лесные заросли, как, например, на картинах "Олень возле реки" и "Деревья в снегу". Привлекало Курбе и пустынное морское побережье. При этом он порой, забывая о провозглашенных им самим принципах реализма, не чурался красивости. Есть в его наследии необычные пейзажи - со скалами, напоминающими человеческие лица. К пейзажам Курбе относился трепетно и нередко делал несколько копий в процессе приближения к окончательному варианту.

Гюстав Курбе "Олень возле реки"
"Олень возле реки".
Художественный музей Кимбелла,
Форт Уорт, Техас.

Гюстав Курбе "Деревья в снегу"
"Деревья в снегу".
Шотландская национальная галерея, Эдинбург.

 

НАТЮРМОРТЫ

Курбе умел писать прекрасные натюрморты, хотя использовал их в основном в качестве строительного элемента для своих больших полотен. Впрочем, в жизни художника были два периода, когда он писал и самостоятельные натюрморты. В 1862-1863 годах он создал целую серию картин, включающую в себя, в частности, "Натюрморт с яблоками и гранатами" и "Натюрморт с цветами". В этих натюрмортах отчетливо прослеживается влияние голландской живописи XVII века. Позже, во время тюремного заключения, Курбе, за неимением человеческой натуры, писал вазы с фруктами, которые ему приносили сестры. На этих натюрмортах в качестве места создания вызывающе указана тюрьма.

Гюстав Курбе "Корзина с цветами"
"Натюрморт с цветами". 1863 г.
Холст, масло.
Кунстхалле, Бремен.

Гюстав Курбе "Натюрморт с яблоками и гранатами"
"Натюрморт с яблоками и гранатами".
1862-1863 гг.
Национальная галерея, Лондон.

По материалам "Художественная галерея. Курбе", №17, 2005 г.

 

Импрессионизм

Коллекция

Жизнь и
творчество

О картинах

Термины

Музеи

Литература

Ссылки

Гостевая книга

Вебмастер

Hosted by uCoz