"Меня
называют живописцем танцовщиц", - писал Дега.
Он в самом деле часто обращался к этой теме, и его
ранний шедевр "Репетиция" позволяет оценить
всю уникальность созданных им образов балерин.
Дега отказывается от изображения звезд балета,
сверкающих на залитой светом сцене, и показывает
нам закулисную жизнь парижского театра Опера,
танцевальный класс, где юные танцовщицы
репетируют под руководством опытного
мастера-педагога. Необычность темы - репетиция - и
манера письма придают картине документальность,
позволяя зрителю заглянуть в тайную жизнь
театра. Как всегда, композиция картины выверена
Дега до мелочей.
Центральная часть
пространства картины остается пустой, - фигуры
репетирующих собраны в верхнем левомуглу, а
справа на переднем плане мы видим двух юных
балерин, ожидающих своей очереди, и
сопровождающую их мать. При этом фигура одной из
танцовщиц на переднем плане оказывается
неожиданно подрезанной краем картины. Винтовая
лестница направляет взгляд зрителя по зигзагу -
вверх, затем вниз и снова вверх сквозь руки и ноги
балерин, создавая ощущение движения и связывая
всю композицию.
Воссоздаем работу Дега
1. Наложение фона
Художник начал с нанесения
контуров фигур. Затем он стал накладывать
основные тона на пол и задний план, используя
смесь жженой сиены, сырой умбры, титановых белил
и черни. На этой стадии прорисованы лишь немногие
детали. Основной контур остается видимым, а те
его фрагменты, которые оказались закрашенными,
были восстановлены после того, как слой краски
высох.
2. Очертание и глубина
Затем художник придал полу
основательность и глубину, постепенно покрывая
его поверхность теми же красками. Когда это было
сделано, он восстановил фигуру балерины, обведя
ее белилами, а потом закрасил самые темные и
самые светлые участки головы, используя сырую
умру с капелькой черни и желтую охру с титановыми
белилами. После этого он создал фон лица с
помощью сырой умбры, титановых белил и жженой
сиены и восстановил глаза и нос. Рот нарисован
жженой сиеной и английской красной, ухо сырой
умброй и жженой сиеной, а блики нанесены
белилами. Чтобы наметить основные тени,легче
нанести сначала темные тона, а затем добавить
светлые.
3. Придание формы
Художник вновь обращается к
полу, добавляя на этот раз детали волокон дерева
и пятна солнечного света. Он смягчил контуры лица
балерины и начал накладывать на него светлые и
темные тона. Очень яркая верхняя часть фигуры
балерины написана берлинской лазурью, смешанной
с жженой сиеной; для световых бликов на плече и
левой стороне фигуры использованы титановые
белила. На этой же стадии написаны основные
очертания ног, рук и юбки балерины, соединенные в
единое целое.
4. Фактура поверхности
Художник еще больше осветлил
пол и добавил заключительные детали, используя
уже известные краски; прежде чем начать писать
одежду балерины, он убедился в том, что работа над
полом полностью завершена. На этой стадии им были
прорисованы заключительные детали на лице,
волосах, ногах и руках балерины и в основном
дописаны ее туфли. На юбку художник нанес легкие
цветовые штрихи, сквозь которые проглядывают
предыдущие слои краски, создавая ощущение
прозрачности ткани. Также на этой стадии с
помощью красной краски, жженой сиены, желтой
охры, сырой умбры и белил была нарисована юбка
справа.
5. Тонирование
На финальной стадии художник
смягчил и сгладил поверхность юбок обеих балерин
с помощью черни и белил, чтобы приглушить тона и
создать ощущение тонкой просвечивающей ткани. На
туфлях балерины были нарисованы заключительные
детали, включая атласные ленты.
Деталь
Используя пастельные мелки,
показанные на палитре внизу, художник еще раз
обработал поверхность юбки балерины, чтобы
усилить ощущение прозрачность и воздушности
ткани.
Палитра художника
Номера указывают стадии, на которых была
использована краска.
В деталях
|
1.
Прозрачная ткань
"Балерины всегда были для меня
предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани
и ухватить движение", - говорил Дега. Здесь
восхитительный шелковый пояс персикового цвета
изображен на фоне прозрачной белой балетной
юбки. |
|
2.
Арабеск
Согнутая рука балерины, четко
вырисовывающаяся на фоне окна, служит поворотной
точкой для зигзага, который описывает взгляд
зрителя. Балерина выполняет арабеск; несмотря на
неподвижность позы, фигура ее передает ощущение
движения и выглядит не застывшей, а отражающей
мимолетность мгновения. |
|
3.
Срезанные перилами
Иногда Дега срезал изображенные фигуры
не только краем картины, но и с помощью других
элементов композиции. Здесь вертикальные
стойки и диагональные перекладины перил
разрезают фигуру балерины, находящейся позади
лестницы. |
|
4.
Педагог
Фигура педагога невелика по размеру, но
ярко выделяется благодаря алой рубашке. Дега
изобразил здесь Жюля Перро, одного из выдающихся
балетных танцоров своего времени, который вел
занятия в танцклассе парижского театра Опера. Он
не занимался танцем, начиная с 1864 года, и картина
является данью уважения мастеру. Здесь художник
сам уподобляется педагогу, - ведь они оба
приводят балерин в движение по своей воле.
Портрет Перро написан Дега с фотографии,
сделанной ориентировочно в 1861 году. |
|
5.
Винтовая лестница
Винтовая лестница образует эффектный вход в
левом углу картины, создавая ощущение движения в
трехмерном пространстве. Вверху мы видим пару
спускающихся по лестнице обнаженных ног, которые
перекликаются с парой обнаженных ног внизу,
создавая ощущение движения на заднем плане
картины, остающемся вне нашего поля зрения. Макет
такой винтовой лестницы был обнаружен в
мастерской Дега. |
|
6.
Зеленое и красное
Участки зеленого и его дополнительного,
красного цвета подчеркивают приглушенные
бледно-желтые тона деревянного пола в
танцевальном классе. Особенно волнующий
цветовой участок возникает там, где создается
контраст между зеленой шалью сидящей балерины и
красной клетчатой накидкой ее матери, которая в
свою очередь перекликается с алой рубашкой
педагога Жюля Перро. |
|
7.
Матери и дочери
Матери, ожидающие своих дочерей или
помогающие им переодеваться, часто появляются в
балетных сценках Дега, рисующих закулисную жизнь
театра. Мать, изображенная на этой картине,
встречается и на других полотнах художника. Он
писал ее со своей экономки, Сабины Ней. |
По материалам
"Художественная галерея. Эдгар Дега". №4, 2004.
|