На
этом внушительном групповом портрете изображены
тетушка Дега Лаура со своим мужем, бароном
Дженнаро Беллели, и двумя детьми. Лаура беременна
третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее
положение. В это время она продолжала носить
траур по своему отцу, деду Дега, который умер
совсем недавно - его портрет висит позади Лауры.
Дега начал писать эту картину в 1858 году, когда
находился в гостях у своих родственников во
Флоренции. Здесь он сделал множество
предварительных набросков, но окончательный
вариант написал уже после возвращения в Париж в
1859 году. К тому времени этот портрет был самой
грандиозной работой художника. Фигуры здесь
изображены почти в натуральную величину, а сама
картина выглядит тщательно продуманной. Мощь и
глубина композиции обнаруживают стремление
художника следовать образцам итальянского
Ренессанса и традициям мастеров старшего
поколения, прежде всего Энгру, который когда-то
также создал в Италии ряд выдающихся портретов. В
то же время картина отличается свежестью и
индивидуальным взглядом художника. Позы стоящих
на портрете людей нетрадиционны, и в целом
полотно передает атмосферу крепких родственных
связей, хотя на самом деле брак Лауры нельзя было
назвать счастливым.
Поза и
экспрессия
|
1.
Гордо стоящая Лаура на портрете не смотрит
на своего мужа. В 1842 году, когда они с бароном
Беллели поженились, Лаура была влюблена в
другого. К тому времени, когда Дега писал этот
портрет, брак Лауры с бароном явно не был удачным. |
|
2.
Старшая дочь Джованна (род. 1849), которую мать
обнимает за плечи, была замкнутым ребенком. На
портрете она стоит, скромно сложив руки.
|
|
3.
Младшая дочь Джулия (род. 1851), более открыта,
чем ее сестра. Она, озорно подбоченившись, сидит
на стуле в свободной позе.
|
|
4.
Барон сидит отдельно, сгорбившись в кресле,
с озабоченным лицом, выражающим разочарование от
того, что ему приходится жить во Флоренции на
правах политического изгоя. |
По материалам
"Художественная галерея. Эдгар Дега". №4, 2004.
|