"Персонажи
картины, так же как и кафе, где они сидят, хорошо
знакомы любителям живописи. Дега изобразил
художника Марселена Дебутена и актрису Эллен
Андре за столиком в кафе "Новые Афины".
Наряду с частными школами и
художественными академиями кафе играли далеко
не второстепенную роль в становлении будущих
импрессионистов. В кафе "Гербуа" и "Новые
Афины" была окончательно выработана концепция
пленэрной живописи. Здесь же, в кафе ("Новые
Афины"), было принято решение бросить вызов
жюри Салона, организовав независимую групповую
выставку. Поэтому нет ничего удивительного в том,
что Дега выбрал это кафе для разработки сюжета
своей картины. Здесь можно отметить одну
"анекдотическую" особенность, точку
соприкосновения между художниками-новаторами и
академистами: они часто выбирали для своих
картин совпадающие сюжеты. За исключением
пейзажей, которыми "дорогие мэтры"
гнушались, импрессионисты часто разрабатывали
сюжеты, к которым пристрастились и помпьеристы.
"Абсент", "Женщина перед кафе",
"Вечер" и "В кафе "Амбассадор" могли
быть написаны как Дега, так и Жерве, и даже Бриспо.
То же можно сказать и о "Бале в Мулен де
ла Галетт" и "Ложе"
Ренуара, которые вполне могли быть подписаны
Альфредом Стивенсом; еще более анекдотическим
произведением, почти подделкой знаменитой
картины Франца Халса, можно считать "Пивную
кружку" Мане. А ведь именно это
произведение, принятое в Салон 1875 года, принесло
художнику небывалый успех и было воспроизведено
в литографиях в количестве нескольких сотен
тысяч экземпляров.
Возвращаясь к персонажам
картины Дега, обратимся к личности Марселена
Дебутена. Жизнь этого живописца, талантливого
гравера и писателя была весьма бурной.
Унаследовав огромное состояние, Дебутен
переехал в Италию, поселился на превосходной
вилле XVI века во Флоренции, где долгое время жил
среди изысканной роскоши. Растратив состояние,
он вернулся в Париж и решил попытать счастья в
театре. Попытка преуспеть оказалась тщетной, не
помогло и то, что его пьесу "Морис
Саксонский" поставила "Комеди Франсез".
Постепенно он погрузился на дно богемной жизни и
в то время, о котором идет речь, жил в каморке
водопроводчика на улице Дам, где занимался
изготовлением на скорую руку пейзажей, продавая
их по пять франков за штуку. Типичный
представитель парижской богемы как по внешнему
виду, так и по духу, он был любимцем
импрессионистов. Мане написал его портрет в
полный рост, а Дега пригласил позировать для
картины "Абсент" вместе с Эллен Андре. Как
завсегдатай кафе, он часто служил связным для
художников. Приходя в кафе каждый вечер, именно
он сообщал свежие новости, передавал приветы.
Даже Дега, редко с кем-то сближавшийся, был к нему
явно расположен, может быть, из обостренного
чувства справедливости и чуткости... да и из-за
пристрастия к артистическим сплетням. Отметим,
что именно Марселен Дебутен после окончания
войны 1870 года выбрал кафе "Новые Афины"
для новых встреч импрессионистов.
Война 1870 года и вслед за ней
Коммуна положили конец встречам в кафе
"Гербуа". Вернувшись в Париж после стольких
потрясений, художники, приобретавшие все большее
число сторонников, в конце концов посчитали шум
бильярдных шаров слишком докучливым, да и игроки,
в отличие от прежних времен вели себя как
оккупанты. Импрессионисты решили покинуть
"Гербуа", делая это тем более охотно, что их
связной Марселен Дебутен переехал в другое место
и предпочел пристроиться в кафе, расположенном
поближе к новому жилью; он выбрал "Новые
Афины", располагавшиеся на углу площади Пигаль
и Больших Бульваров, у цирка Фернандо. В этом
кафе, весьма сходном с "Гербуа", компания с
удовольствием возобновила свои встречи.
Эллен Андре, молодая,
довольно посредственная актриса, стояла тогда на
пороге своей театральной карьеры,завершившейся
созданием "Рыжей" и партнерством на сцене с
Саша Гитри. Будучи подружкой многих художников,
Эллен позировала и Ренуару ("Завтрак
гребцов"), и Мане, изобразившему ее на
полотне "У
папаши Латюиля"
рядом с сыном хозяина, любезничающим с ней. Для
уравновешивания композиции Дега пригласил ее
позировать рядом с Марселеном Дебутеном в
"Абсенте". И наконец, Жерве, которого она
предпочитала всем остальным, изобразил ее
обнаженной в скандально известной картине
"Ролла". Это, по-видимому, вскружило голову
бедной девушке и даже дурно повлияло на ее вкус. И
когда Дега,желая поблагодарить ее за позирование
в "Абсенте", где она изображала пьяницу,
предложил ей в подарок свое блестяще написанное
полотно "Танцовщица в зеленом", она
незадумываясь отказалась принять не
понравившуюся ей картину! "...
По материалам
книги Ж.-П. Креспель "Повседневная жизнь
импрессионистов. 1863-1883"./ Пер. с фр. Е.Пуряевой. -
М.: Мол.гвардия, 1999. - 301[3]с.
***
Одна из самых
знаменитых и в свое время спорных работ Дега, эта
картина изображает пьяную, усталую пару,
потягивающую свои напитки в парижском кафе
"Новые Афины". В стакане, стоящем перед
женщиной, налит абсент, легко узнаваемый по
бледно-зеленому цвету. Это был крепкий напиток,
очень популярный в то время, но позже запрещенный
к производству, поскольку его сочли опасным для
здоровья. Моделями для картины стали актриса
Элен Андре и художник Марселен Дебутен, друзья
Дега. Их фигуры мастерски смещены от центра
композиции, что придает картине атмсоферу
мимолетности. Картина кажется срезом реальной
жизни, - на ней мы видим двух совершенно обычных,
потерявших надежду людей.
Консервативно
настроенные критики писали, что художник должен
находить для своих произведений более
возвышенные предметы. Выставленная на аукционе в
Лондоне в 1892 году, картина была освистана и ушла
по низкой цене. В следующем году она была
показана на лондонской выставке и удостоилась
эпитетов "отвратительная",
"тошнотворная", "омерзительная",
"уродливая" и "вульгарная".
Впрочем, некоторые
критики оказались более проницательными.
Д.С.Маккол, бывший одним из первых британских
авторов, поддержавших импрессионистов, писал,
что это "одна из тех неисчерпаемо глубоких
картин, которые заставляют нас возвращаться к
ним снова и снова".
Жизнь
кафе
|
1.
Вода из графина, стоящего возле правой руки
женщины, использовалась для того, чтобы
разводить абсент, который был очень крепким
алкогольным напитком.
|
|
2.
Позади сидящей пары находится зеркало,
обрезанное в характерной для Дега
"фотографической" манере. В нем отражается
занавешанное окно, сквозь которое в кафе
струится свет серого утра. |
|
3.
На переднем плане мы видим положенные для
посетителей газеты и стаканчик со спичками.
Вдоль края газеты Дега поставил свою подпись.
|
|
4.
Рядом с абсентом стоит стакан с напитком,
который пьет мужчина. Возможно, это мазагран,
холодный черный кофе с сельтерской водой. Обычно
этот напиток пили с похмелья, поэтому можно
предположить, что изображенная на картине сценка
происходит ранним утром. |
По материалам
"Художественная галерея. Дега". №4, 2004.
|