"...Испанское
влияние, воспринятое через великих мастеров -
Веласкеса и Гойю, - все глубже проникая в его
искусство, становится особенно плодотворным.
Именно в духе Веласкеса исполнены два портрета,
посланные Мане в Салон 1866 года. На перво
живописец представил актера Филибера Рувьера в
роли Гамлета; на втором - флейтиста вольтижеров
императорской гвардии: натурщика ему любезно
предоставил майор Лежон.
Во "Флейтисте" Мане
снова достигает одной из вершин своего
искусства. Здесь сплавлены воедино строгость и
поэзия. Мальчуган предстает со всей
непосредственностью и важностью ребенка,
преисполненного сознанием выполненной роли. На
нем двухцветная одежда: красные панталоны резко
контрастируют с темно-синим мундиром. Сколько
обаяния в этом ребенке! Как энергична и в то же
время как деликатна эта живопись! Куда девались
все эти "приправы" в духе Кутюра и ему
подобных? Чистые краски приведены в совершенную
гармонию. Силуэт флейтиста очерчен с такой
простотой, которую хочется назвать почти
"янсенистской". Но янсенизм смягчен какой-то
таинственностью окружающей среды - однотонным
фоном, где нет и намека на линию горизонта. Это
заветы "Паблиллоса" Веласкеса. "Фон
исчезает, - писал Мане Фантен-Латуру, - фигура
окружена только воздухом". Только воздухом...
Эта атмосфера, созданная из чего-то ирреального,
рождает великую и подлинную поэзию живописи.
Итак, в Салон 1866 года Мане
посылает два произведения - "Трагический
актер" (портрет Рувьера) и "Флейтист",
которые ничем не должны были раздражать жюри,
кроме разве подписи автора.
Но подписи оказалось
достаточно, и с первого взгляда жюри высокомерно
отклоняет полотна Мане..."
По материалам
книги А.Перрюшо "Эдуард Мане"./ Пер. с фр.,
послесл. М.Прокофьевой. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб.
2000. - 400 с., 16 с. ил.
Книга
на ОЗОНе
|