"...
Однажды Мане примечает на площади Мобер девушку
лет двадцати, она сразу же привлекла его
незаурядностью своего облика - вызывающе-дерзкий
взгляд, лицо, отмеченное яркой красотой. Какой
натурщицей была бы эта девушка. Она наверняка
могла бы помочь создать большую картину, о какой
он давно мечтает. У нее маленькое, но сильное,
тонкое, изящное тело. Это блондинка с рыжеватым
оттенком волос, матовой, очень бледной кожей,
большими карими глазами, окаймленными такими
светлыми ресницами, что их почти не заметно.
Вдруг Мане оказывается рядом с ней и с присущей
ему очаровательной непринужденностью, улыбкой
гурмана игриво спрашивает, не согласилась бы она
ему позировать.
Ну разумеется! Почему бы и
нет? Уроженка Монмартра, девушка эта - ее зовут
Викторина-Луиза Меран - мечтала только об одном:
вырваться из нищеты. Торговала ли она собой? Быть
может. Разглядывая в зеркале личико ослепительно
снежной белизны, карие, с золотым отливом глаза,
она предается несбыточным мечтам о театре,
воображает себя актрисой. У нее - так ей кажется -
артистическая натура. Предложение Мане ее не
шокирует, не удивляет - она ждала его; это
знамение судьбы.
Викторина Меран тотчас же
начинает позировать в мастерской на улице Гюйо.
Она умеет бренчать на гитаре. Так отчего бы ей не
стать музыкантшей? И вот Мане уже пишет с нее
"Уличную певицу" - придерживая одной рукой
инструмент, она, выходя из кабаре, ест вишни. Это
живопись сочная, виртуозная, где серые тона юбки
и кофточки, обшитой черным шнуром, образуют
богатейшие вариации в пределах
одного-единственного регистра.
Викторина обладает всеми
качествами великолепной натурщицы; прежде всего
естественностью, очень редкой у
представительниц этой профессии, и одновременно
свойством замечательно приноравливаться к
художнику, входить в самые разные роли -
способность, которой объяснялись, несомненно,
театральные помыслы Викторины; помимо этого, еще
и терпением, пониманием значимости работы
живописца, аккуратностью. Викторина нравится не
только Мане-художнику, она нравится и
Мане-мужчине. Вскоре между ними возникает
интимная близость, а слух об этом ползет по
Парижу. Разумеется, Сюзанна ничего не узнает, к
тому же нрав у нее кроткий, да и стоит ли бить
тревогу из-за какого-то каприза, прихоти..."
По материалам
книги А.Перрюшо "Эдуард Мане"./ Пер. с фр.,
послесл. М.Прокофьевой. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб.
2000. - 400 с., 16 с. ил.
Книга
на ОЗОНе
|