"...
У Мане создается впечатление, что оставаясь в
мастерской Кутюра он топчется на одном месте. Вот
уже шесть лет как он трудится в его ателье. Он
приобрел здесь мастерство, ремесленную основу
живописного искусства. Не так уж и мало. Эдуард
был бы несправедлив, если бы не отвечал Кутюру
признательностью. Но он должен двигаться дальше.
В 1856 году на Пасху Мане покидает ателье. Теперь он
будет работать самостоятельно.
У Мане теплые отношения с
графом Альбером де Баллеруа - этот юноша на три с
половиной года моложе его самого, богатый
аристократ, франт с моноклем в глазу. Баллеруа
увлекается живописью и пишет маслом сцены псовой
охоты. Его работы уже дважды были отмечены в
Салоне. Он предлагает Мане разделить мастерскую,
которую снимает неподалеку от церкви Мадлен, на
улице Лавуазье. Предложение принято.
Мастерская - помещение на
первом этаже - особой роскошью не блещет.
Пятнадцатилетний мальчишка по имени Александр
кое-как прибирает помещение, моет кисти и
палитру. Мане этого вполне достаточно. В первую
очередь необходимо выяснить, чего же он хочет.
Его одолевают сомнения. Терзает беспокойство. Он
то впадает в возбужденное настроение, то так же
внезапно падает духом. Мучимый всевозрастающей
неуверенностью, мечется из стороны в сторону,
наугад хватается то за одно, то за другое. Ничто
его не удовлетворяет...
...В то время, когда у него
возникает дружба с Бодлером, Мане пишет этюды с
Александра - мальчик-подручный по мастерской
часто ему позирует.
Мане чрезвычайно любит
подростка, ему привлекательна эта "живая
шаловливая физиономия", принимающая порой
грустное, меланхолическое выражение. После того
как художник изучил приятные черты Александра в
живописных набросках, рисунках и лависах, он
резюмирует свои наблюдения в картине "Мальчик
с вишнями": здесь преломились самые разные
влияния, начиная с голландских мастеров и
Шардена и кончая даже Мурильо - он, кстати, Мане
совсем не нравится. Ведь Бодлер, как, впрочем, и
Мане, тоже без ума от испанцев; поэту очень
хочется, чтобы художник как можно больше
почерпнул из их произведений...
***
Надо сказать, что судьба
"мальчика с вишнями" была трагична. Однажды
вечером, Мане, не обнаружив Александра в
мастерской, принимается его искать и - о ужас! -
находит в чулане - тот повесился, предварительно
засунув в рот "кусок ячменного сахара".
Этот трагический случай
станет у Бодлера сюжетом для жестокого рассказа
"Веревка". "... Он успел уже окоченеть, и мне
пришлось испытать чувство неодолимого ужаса при
мысли о том, что он может грохнуться вниз. Одной
рукой приходилось его поддерживать, а другой -
обрезать веревку. Но и этим дело не кончилось:
маленькое чудовище воспользовалось очень тонкой
бечевкой, которая глубоко впилась в кожу, и
теперь, чтобы высвободить тело, надо было тонкими
ножницами нащупывать бечевку в глубине рубца,
который образовался на вздувшейся шее". Мане -
а рассказ посвящен ему - хладнокровием Бодлера не
отличался. Самоубийство Александра его потрясло.
Он теряет всякое спокойствие. Каждый раз, когда
он посещает мастерскую на улице Лавуазье, то
испытывает жуткий страх, мрачный образ погибшего
неотвязно преследует его. Будучи суеверным, он
одержим одним желанием - как можно скорее
распрощаться с мастерской, где сосредоточиться
больше не в силах, где кисти просто падают из рук.
Да, кстати, и Баллеруа собирается переехать в
Кальвадос.
Мане ходит по адресам, где
сдаются мастерские. Кто-то говорит, что есть
подходящий вариант на площади Клиши. Он
отправляется туда. Помещение ему подходит, он уже
готов согласиться, как вдруг замечает торчащий
из стены большой гвоздь. "Здесь кто-то
повесился?" - побледнев, спрашивает он
консьержку. "Кто вам сказал?" - удивленно
восклицает она. Но Мане поспешно исчезает...
В конце концов ему удается
найти себе новую мастерскую в доме №58 по улице
Виктуар в квартале Трините. Маленькое, плохо
освещенное помещение, но все лучше, чем
удручающие воспоминания о "мальчике с
вишнями"..."
По материалам
книги А.Перрюшо "Эдуард Мане"./ Пер. с фр.,
послесл. М.Прокофьевой. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб.
2000. - 400 с., 16 с. ил.
Книга
на ОЗОНе
|