"...К
Мане присоединяются теперь многие ранее
колебавшиеся. например, Теодор Дюре, который
признается, что был несправедлив к живописцу в
своей опубликованной в прошлом году брошюре.
Неожиданно Мане предлагает Дюре написать его
портрет - для Дюре это удачный случай лучше
понять, как работает художник. Изобразив своего
друга во весь рост - на сером фоне выделяется
серый же костюм, - Мане, добиваясь разнообразия
светлых тонов - им надлежит разбить эту
монохромность, - вводит несколько элементов, чье
присутствие в картине обусловлено чисто
пластическими целями. Рядом с моделью он пишет
небольшой натюрморт, постепенно все больше и
больше его обогащая: под табуретку с подушкой
гранатового цвета он бросает зеленую книгу;
затем помещает на подушку лакированный поднос, а
на него - графин с водой, стакан, ложечку, нож; и,
наконец, накрывает стакан лимоном. "Передо
мною, - говорит Дюре, - происходил процесс
осуществления его инстинктивной, как бы
органичной манеры видеть и ощущать".
Мане заканчивает это
произведение в начале лета, до отъезда в Булонь,
где рассчитывает провести недель шесть, чтобы
отдохнуть и как можно реже браться за кисти: он
слишком долго пребывал в нервном напряжении и
очень устал. Получивший портрет в подарок, Дюре в
восторге от холста и тут же вешает его у себя
дома. "Вот это воистину живопись!" -
восклицает он. Дюре очень бы хотелось как-то
отблагодарить Мане. Задумав некую хитрость, он в
июле пишет художнику: "Вы поставили свою
подпись на картине в освещенном месте, и поэтому
имя ваше сразу бросается в глаза. Зная
человеческую глупость, а особенно по отношению к
вам, я уверен, что каждый пришедший, увидев имя
"Мане", начнет хохотать и поносить вас, не
успев обратить внимание ни на живопись, ни на
представленного здесь славного малого. Поэтому
мне кажется, что было бы лучше перенести подпись
с освещенного места, а может быть, вообще ее
убрать или написать в тени и очень
неразборчиво. Поступив таким образом, вы дали бы
мне возможность заставить восхищаться картиной,
ее живописью. Я мог бы сказать, что это работа
Гойи, Реньо или Фортуни (Реньо и Фортуни были
тогда у публики в большом почете). Затем я раскрыл
бы тайну, и пойманный на удочку буржуа вынужден
был бы прикусить язык. Подумайте о моем
предложении. Чтобы провести буржуа, все средства
хороши". Мане соглашается: он пишет свое имя
вверх ногами..."
По материалам
книги А.Перрюшо "Эдуард Мане" // Пер. с франц.
и послесл. М.Прокофьевой. - М.: ТЕРРА - Книжный
клуб. 2000. - 400 с., 16 с. ил.
Книга
на ОЗОНе
|