Импрессионизм в сети

 

Музей Эшмолин, Оксфорд

Оксфордский музей Эшмолин, где хранится знаменитая "Ночная охота" Уччелло, открылся в 1683 году, став, таким образом, первым общедоступным музеем Великобритании.

До нашего времени  дошло очень мало работ Уччелло. Фрески его находятся во Флоренции. Здесь же, в галерее Уффици, хранится одна из трех панелей, составляющих серию "Битва при Сан-Романо". Другая панель была приобретена Лувром, а третья - лондонской Национальной галереей. В Национальной галерее находится и картина "Битва святого Георгия с драконом". Оксфордский музей Эшмолин, о которой пойдет речь, обладает лишь одной (но весьма знаменитой) работой мастера - картиной "Ночная охота".

ashmolin_1.jpg (28919 bytes)
Здание музея - один из лучших образцов
британской неоклассической архитектуры

Музей Эшмолин назван так в честь его основателя, Элиаса Эшмоула (1617-1692). Эшмоул начинал как адвокат, но в 1647 году ему посчастливилось жениться на богатой вдове. Ее состояние дало Эшмоулу возможность, как он говорил, "жить легко и свободно, не думая о завтрашнем дне и о средствах к существованию". СЕмья жены Эшмоула не одобряла этот брак, считая ее нового мужа охотником за хорошим приданым (и, вероятно, не без оснований, поскольку женитьба на богатой вдове стала вторым из трех браков бывшего адвоката).

Освободившись от необходимости работать ради хлеба насущного, Эшмоул написал несколько книг, наиболее значительной из которых является труд "Обычаи, правила и обряды Ордена Подвязки" (1672). Кроме того, он собрал неплохую коллекцию старинных монет и редких книг, а впоследствии унаследовал собрание диковин своего друга - садовника и путешественника Джона Традесканта Младшего (1608-1662). Отец его. Джон Традескант Старший (ок. 1570-1638) также был садовником и, как сейчас бы сказали, "ландшафтным дизайнером". К его услугам прибегали богатейшие и знатнейшие семьи Англии того времени, не исключая и королевскую семью. В поисках редкостных растений для своих заказчиков Джон Традескант Старший исколесил весь мир, посетив даже таинственную, "вечно заснеженную" Россию. Из путешествий он привозил не только растения для своих заказчиков, но и самые разные редкостные вещицы для "собственного пользования". Джону Традесканту Младшему передалась отцовская страсть - и едва ли не умноженная десятикратно. Только в одной лишь Америке он побывал трижды, а его "евразийские перемещения" и вовсе не поддаются исчислению. И отовсюду он привозил все новые и новые редкости.

ashmolin_2.jpg (24771 bytes)
В одном из залов музея

В 1659 году Традескант Младший отписал свою коллекцию Эшмоулу. Но затем он передумал и изменил завещание  в пользу своей жены - с тем, чтобы после ее смерти собрание редкостей отошло Оксфордскому или Кембриджскому университету. После смерти Традесканта Эшмоул оспорил его завещание и выиграл судебный  процесс.

Сначала Эшмоул рассчитывал продать коллекцию Традескантов, но потом что-то подтолкнуло его сделать широкий жест - подарить ее Оксфордскому университету, где он когда-то учился. При этом Эшмоул настаивал на том, чтобы для хранения коллекции было сооружено подходящее здание. Здание построили к 1683 году, и тогда же музей открылся для доступа публики.

ashmolin_3.jpg (23568 bytes)
Эти ювелирные изделия, экспонирующиеся в музее Эшмолин, датируются V веком до н.э. Они сделаны скифскими мастерами
из позолоченной бронзы.

В XVIII веке о музее почти никто не знал. Но в XIX столетии бывшие студенты университета стали все чаще жертвовать музею собранные ими коллекции произведений искусства. Фонд музея ширился столь стремительно, что в 1845 году для него было построено новое здание.

Стоило только открыться этому зданию, названному Университетской галереей, как вновь нашлись дарители, не желавшие, чтобы музей жил просторно. В 1850 году музей получил от Вильяма Фокс-Стрэнджуэя (1795-1865) 40 великолепных полотен итальянских мастеров, в числе которых была и "Ночная охота" Уччелло.

ashmolin_4.jpg (21419 bytes)
В собрании музея Эшмолин находится картина "Лесной пожар" кисти флорентийского художника Пьеро ди Козимо
(ок. 1462-1521).

Вскоре коллекции музея опять стало тесно, и в 1894 году к Университетской галерее сделали новую пристройку. Кроме того, "улучшить жилищные условия" галерее помогло то, что часть собрания разошлась по другим местам, включая естественноисторический музей Оксфордского университета (открыт в 1860 году) и этнологический музей Пита Риверса (открыт в 1866 году). В 1908 году галерея получила новое, "официальное", название - Художественный и археологический музей Эшмолин. Ныне в музее существует четыре отдела: Западноевропейской живописи, Восточного искусства, Антиквариата и Нумизматики.

СОБИРАТЕЛИ ДИКОВИНОК

ashmolin_5.jpg (21710 bytes)
Двойной портрет Джона Традесканта  Старшего и его жены работы неизвестного английского мастера семнадцатого века.

Хотя музей и носит имя Элиаса Эшмоула, настоящими его основателями были два Джона Традесканта, - отец и сын (ведь Эшмоул унаследовал собранную ими коллекцию). Эта любопытная и пестрая коллекция не раз выставлялась еще при жизни собирателей в их лондонском доме. Один из видевших ее в 1634 году зрителей писал, что она состоит из "чучел зверей, птиц, рыб, змей, драгоценных камней, раковин, перьев, любопытных образчиков резьбы по дереву, картин, медалей, монет и тому подобных диковин". Сегодня в музее Эшмолин сохранилось считанное количество экспонатов из коллекции Традескантов, но среди них имеется один очень любопытный предмет. Это ритуальная мантия, принадлежавшая вождю некого североамериканского индейского племени. Еще один любопытный экспонат из коллекции Традескантов - чучело дронта, натолкнувшее Льюиса Кэрролла на мысль написать свою легендарную книгу "Алиса в стране чудес" (1865). Несмотря на то, что чучело сильно повреждено, его продолжают хранить в музее.

По материалам "Художественная галерея. Уччелло", №91,  2006 г.

 

Импрессионизм

Коллекция

Жизнь и творчество

О картинах

Термины

Музеи

Литература

Ссылки

Гостевая книга

Вебмастер

Hosted by uCoz