Импрессионизм в сети

 

Публичное художественное собрание, Базель

Значительную часть своей жизни Гольбейн провел в Базеле, поэтому нет ничего удивительного в том, что именно здесь находится самое большое собрание работ художника.

Публичное художественное собрание Базеля располагает самой солидной - по сравнению с другими музеями - коллекцией работ Гольбейна. Это около 20-ти его работ, не считая копий с нескольких утерянных картин и крупнейшей в мире коллекции рисунков художника, с которой может соперничать лишь собрание его графики, хранящееся в Королевской библиотеке Виндзорского замка. Более или менее обширными собраниями работ Гольбейна, кроме того, обладают берлинская Картинная галерея, нью-йоркский Музей Метрополитен, парижский Лувр и венский Художественно- исторический музей.

Публичное художественное собрание, Базель
Внутренний дворик базельского Публичного художественного собрания.

Базельское Публичное художественное собрание - наиболее почтенный (и по возрасту, и по ценности экспонатов) швейцарский музей. Более того, это вообще первая публичная (то есть открытая для всех желающих) художественная галерея в Европе.

Она родилась в 1672 году, и ее ядром стал кабинет Базилиуса Амербаха - коллекция картин, одиннадцатью годами ранее приобретенная городскими властями Базеля. Основу этой коллекции составляли именно работы Ганса Гольбейна Младшего, представленные в ней с максимальной полнотой. Вход в галерею был свободным и бесплатным.

Публичное художественное собрание, Базель
Знаменитая скульптурная группа Огюста Родена "Граждане Кале" (1885-1895), украшающая внутренний дворик галереи.

Члены семьи Амербах оставили заметный след в истории Базеля. Иоханнес Амербах (ок. 1450-1513) был родом из небольшого немецкого городка Аморбаха. Он учился в Париже, работал в типографиях Нюрнберга и Венеции, а в 1482 году перебрался в Базель. Спустя два года Иоханнес основал здесь собственную книгопечатню. В 1492-1493 годах в Базеле останавливался Альбрехт Дюрер - он сотрудничал с этой книгопечатней, а с ее хозяином подружился на всю жизнь.

Иоханнес Амербах изредка приобретал картины, однако первым настоящим коллекционером в семье стал его сын, Бонифациус (1495-1562). Бонифациус Амербах был юристом, причем весьма уважаемым, - об этом говорит хотя бы тот факт, что в 1525 году его избрали профессором Базельского университета. Семью годами ранее, в 1518 году, Гольбейн написал портрет Б.Амербаха - это событие положило начало их дружбе. Амербах восхищался работами Гольбейна и с удовольствием покупал их. Религиозные полотна художника он в буквальном смысле сохранил для потомков - присутствие в частной коллекции спасло их от гибели во время начавшихся в Базеле религиозных стычек. Помимо живописи, Бонифациус собирал монеты, медали, ювелирные украшения и рисунки.

Публичное художественное собрание, Базель
"Портрет Бонифациуса Амербаха" (1525) кисти Гольбейна.

Его сын, Базилиус Амербах (1533-1591), унаследовал от отца как преданность наукам, так и любовь к искусству. Он значительно расширил коллекцию отца, пополнив ее новым отделом (с элементами кунсткамеры), содержавшим любопытные и курьезные экспонаты из мира живой природы. Базилиус вел обширную переписку со своими агентами в разных уголках мира. Количество входящих в собрание работ Гольбейна при нем увеличилось.

После смерти Базилиуса Амербаха хозяином коллекции стал его племянник, Людвиг Изелин (1559-1612). За несколько лет до ее продажи в 1661 году семьей Изелин городу коллекция была описана: на этот момент в нее входило 49 картин, почти 2000 рисунков и около 4000 гравюр. Открытый в 1672 году публичный музей расположился в специально реконструированном для него здании на Мюнстерплац, одной из центральных площадей Базеля.

Публичное художественное собрание, Базель
Эту вывеску, представляющую собой расписанную с двух сторон темперой деревянную панель, "сочинили" в 1516 году Ганс и Амброзиус Гольбейны. Рекламная надпись на панели предлагает желающим научиться читать услуги учителя Освальда Гейссхаслера - с обещанием вернуть деньги в случае неудачного опыта.

Почти сразу же галерея превратилась в одну из главных городских достопримечательностей. Появились у нее и новые жертвователи. Одним из них был известный базельский юрист и коллекционер Ремиджиус Фэиш (1595-1667), представитель династии архитекторов и ювелиров. Его собственная коллекция была передана в Публичное собрание в 1823 году, когда завершились долгие и запутанные разбирательства между его наследниками. Самыми замечательными экспонатами этого ценнейшего вклада стали написанные Гольбейном портреты Якоба Мейера и его жены - первые документально подтвержденные работы художника.

ШЕДЕВРЫ СОВРЕМЕННОЙ ЖИВОПИСИ

Публичное художественное собрание Базеля состоит из трех основных отделов: это художественный музей, в котором представлены немецкая живопись, голландские мастера XVII века и изобразительное искусство Франции (в том числе работы крупнейших импрессионистов и постимпрессионистов); кабинет рисунка и гравюры и музей современного искусства. Последний популярен ничуть не менее той же гольбейновской коллекции, и в этом нет ничего удивительного: он включает в себя, в частности, превосходную коллекцию картин художников-кубистов, подаренную базельскому музею Раулем Лароше. Лароше был швейцарским банкиром и известным коллекционером, жил в 1920-е годы в Париже в доме, специально для него спроектированном великим Корбюзье. Большой интерес представляет также коллекция скульптур базельского Публичного собрания - в ней соседствуют работы скульпторов-модернистов и античные статуи.

Публичное художественное собрание, Базель
Дом Р.Лароше, построенный в 1923 году в Париже по проекту Ле Корбюзье.

По материалам "Художественная галерея. Гольбейн", №55, 2005 г.

 

Импрессионизм

Коллекция

Жизнь и творчество

О картинах

Термины

Музеи

Литература

Ссылки

Гостевая книга

Вебмастер

Hosted by uCoz