Импрессионизм в сети

 

Национальный музей
Эжена Делакруа

Квартира и мастерская, где жил и работал Делакруа в последние годы своей жизни, превращены ныне в музей, посвященный творчеству художника.

Музей Делакруа, расположенный на тихой улочке Фюрстенберг, скрыт от посторонних глаз. Его здание не заметно с улицы, а об его существовании можно узнать лишь из памятной дощечки, установленной на арке. Пройдя в эту арку, посетитель вскоре оказывается перед уютным домом. Здесь художник провел последние годы своей жизни.

Национальный музей Эжена Делакруа
Примыкающая к жилищу Делакруа солнечная мастерская,
где он проводил большую часть времени

Это жилище Делакруа приобрел 28 декабря 1857 года. Вполне понятны причины, по которым художник выбрал для себя столь тихий уголок. К тому времени Делакруа уже серьезно болел, а отсюда до церкви Сен-Сюльпис, где он писал серию своих монументальных фресок, было рукой подать. Новое жилье подыскал по просьбе Делакруа его друг, Эрнест Харо.

Свободная квартира нашлась в элегантном доме конца XVIII века, построенном на месте старого монастыря Сен-Жермен де Пре. Комнаты оказались светлыми и уютными, но, прежде чем переехать сюда, Делакруа пришлось решить проблему мастерской. Ее построили в саду, на это ушло около шести месяцев. Художник остался очень доволен своим новым жильем. На следующий день после переезда он записал в своем дневнике: "Меня разбудил солнечный свет, лившийся в окно моей комнаты. Я выглянул в сад, увидел свою мастерскую, и у меня стало радостно на душе".

Национальный музей Эжена Делакруа
Комната, в которой художник
скончался 13 августа 1863 года.

В этом доме Делакруа прожил до самой смерти, настигшей его в августе 1863 года. Все эти месяцы он работал, заканчивая фрески для церкви Сен-Сюльпис и дописывая последние полотна, выставленные в Салоне 1859 года. Покидал свой дом он только для того, чтобы отправиться в церковь Сен-Сюльпис. В остальном Делакруа жил как затворник, общаясь лишь с учеником и помощником Полем Андре и преданной служанкой Женни Ле Гулю.

Согласно завещанию Делакруа, все его картины - за исключением тех, что были оставлены конкретным лицам, - следовало продать с аукциона. На этот аукцион, состоявшийся в 1864 году и растянувшийся на несколько дней, выставили около 9000 работ, включая 60 альбомов с набросками, 1500 пастелей, 850 картин и более 6500 рисунков. Публика увидела все это впервые.

Национальный музей Эжена Делакруа

Картина "Кающаяся грешница в пустыне", написанная в 1845 году и выставленная тогда же в Салоне, находится теперь в музее Делакруа. Об этой картине восторженно отзывался Шарль Бодлер.

Квартира Делакруа и его мастерская перешли в частные руки. Более 60-ти лет они были закрыты для поклонников творчества художника. В 1929 году дом, в котором он жил, решили снести, чтобы освободить место для строительства гаражей.

Это решение городских властей вызвало бурный протест парижан. Кампанию по спасению этого памятника возглавили известные художники Морис Дени (1879-1943) и Поль Синьяк (1863-1935). Оба они (особенно Синьяк) с юности были очарованы картинами Делакруа. Художники основали Общество друзей Эжена Делакруа и сумели склонить городские власти к тому, чтобы объявить студию Делакруа памятником национальной культуры. Позже, в 1971 году, она получила статус национального музея.

За те годы, когда квартира Делакруа находилась в частном владении, она безвозвратно утратила тот вид, который имела при жизни художника. Тяжелая мебель в стиле Людовика и многочисленные сувениры, привезенные из Марокко, исчезли. Впрочем, кое-что из вещей, некогда принадлежавших Делакруа, отыскалось. В число этих вещей входят мольберт Делакруа, палитра художника, два деревянных столика для рисования и, что самое удивительное, его узкая кровать, ставшая и его смертным ложем. Все это сейчас находится в музее.

Помимо мемориальных вещей, музей владеет рядом работ Делакруа. Некоторые из них были куплены, другие - взяты напрокат из запасников Лувра. В основном, это наброски, рисунки и гравюры, но есть среди работ и несколько завершенных картин - в том числе, "Похищение Ревекки" (это полотно написано на сюжет, заимствованный из романа Вальтера Скотта "Айвенго") и "Гамлет и Горацио на кладбище". В музее часто проводятся временные выставки, имеются стенды, рассказывающие о дружбе Делакруа с Шарлем Бодлером и Жорж Санд, организована документальная экспозиция.

Национальный музей Эжена Делакруа

На этом, написанном маслом, портрете, Делакруа запечатлел близкую ему женщину, свою служанку и верную помощницу Жанну-Мари (Женни) Ле Гулю.

ВЕРНАЯ СЛУЖАНКА

Острый ум и обаяние молодого Делакруа делали везде его желанным гостем. Но ближе к старости, когда художника стали одолевать болезни, он полюбил одиночество, которое скрашивала простая бретонская крестьянка Женни Ле Гулю. Она поступила на службу к Делакруа в 1834 году. В последние годы жизни Женни вместе с Делакруа посещала галереи, выходила с ним на прогулки, ухаживала за ним во время обострений болезни. Художник писал о ней: "Это на редкость преданная женщина, которая ревностно охраняет мою жизнь, подобно стоящему на посту солдату".

Делакруа завещал Ле Гулю 50000 франков, мебель по ее выбору и написанный им портрет Женни. В настоящее время этот портрет находится в спальне дома-музея Делакруа.

Сайт в Интернет

По материалам "Художественная галерея. Делакруа", №25, 2005 г.

 

Импрессионизм

Коллекция

Жизнь и творчество

О картинах

Термины

Музеи

Литература

Ссылки

Гостевая книга

Вебмастер

Hosted by uCoz