Музей
Франса Хальса, Харлем
Этот музей как нельзя лучше
подходит для картин Франса Хальса и современных
ему художников.
Во второй половине XIX века интерес к творчеству
Хальса стремительно вырос. Его картины все чаще
стали появляться на аукционах. Работы художника
покупались за баснословные суммы и быстро
расходились по музеям и частным собраниям Европы
и Соединенных Штатов Америки. Сегодня полотна
Хальса хранятся в Лондоне, Париже, Берлине,
Нью-Йорке, Петербурге. Однако больше всего работ
художника находится в Харлеме, в музее, который
носит его имя.
Бывший приют для престарелых, а ныне - музей
Франса Хальса.
Музей Франса Хальса
занимает три здания в историческом центре
Харлема. Ядро коллекции находится на Гроот
Хейлиланд, в доме, где при жизни Хальса
помещалась богадельня. Именно в этом здании
художник писал свои последние групповые
портреты – регентов и регентш приюта для
престарелых. История этого здания удивительна. В
1606 году в Харлеме проводился литературный
конкурс «Национальная сокровищница», участие в
котором приняли поэты и драматурги со всей
Голландии. Пользуясь большим стечением публики,
городские власти провели благотворительную
лотерею и на собранные деньги построили дом для
престарелых.
В 1810 году, «за отсутствием престарелых
постояльцев», здание переоборудовали в
сиротский приют, просуществовавший до 1906 года,
после чего дом перешел в городскую
собственность. Постепенно бывший приют для
престарелых перестроили и расширили, и 14 мая 1913
года в нем открылся музей Франса Хальса.
Один из залов музея Хальса
Гордостью музея
являются, конечно же, знаменитые хальсовские
групповые портреты офицеров стрелковых рот и
попечителей богоугодных заведений. Особое
впечатление производят портреты регентов и
регентш приюта для престарелых, размещенные друг
против друга в одном из залов.
В собрании музея есть и самая ранняя из известных
нам работ Хальса – «Портрет Якоба Цаффиуса» (1611).
Цаффиус был архидьяконом церкви святого Баво в
Харлеме. В музее можно увидеть также знаменитые
парные портреты Николаса ван дер Меера и его
жены, созданные Хальсом в 1631 году.
Музей обладает не только работами Франса Хальса,
но и пейзажами, маринами и натюрмортами других
голландских художников XVII века. Например,
знаменитый Флорис Ван Дейк представлен здесь
своим изящнейшим «Натюрмортом к завтраку» (1613).
Очень любопытна картина Питера де Гребера «Мать
и дитя». Это – «мирской» образ Богородицы с
Младенцем Христом, написанный в пику
протестантской церкви, запрещавшей любые
изображения Бога и святых.
"Регенты госпиталя святой Елизаветы" (1641)
кисти Франса Хальса.
Помимо картин, в
экспозиции музея есть восхитительные вещи
голландского стекла XVII века, дельфтская керамика
и старинная мебель. А посетителям «дошкольного и
младшего школьного возраста» особенно нравится
разглядывать коллекцию кукольных домиков XVIII
века с миниатюрной мебелью, посудой и всеми
предметами обихода.
Два других музейных помещения находятся на
Рыночной площади, расположенной в самом центре
старого города. Одно из них – Вервейхаль,
названный в честь Кееса Вервея, одного из ведущих
голландских художников XX века, умершего в 1995
году. В этом филиале собрано более 7000
произведений современной живописи, включая
работы голландских фовистов, модернистов,
экспрессионистов и художников, входивших в
объединение «Кобра». Это объединение возникло в
1948 году, а его название происходит от
сокращенного названия трех городов, которые были
родиной участников группы, - Копенгагена,
Брюсселя и Амстердама. Самым известным членом
«Кобры» был Констант Нойвениус, известный просто
как Констант. Его произведения представлены в
Вервейхале очень широко.
"Натюрморт к завтраку" (1613) кисти Флориса
Ван Дейка.
По соседству с
Вервейхалем находится Влеесхаль, великолепный
образец архитектуры XVII века. Это здание было
построено харлемским зодчим Ливеном де Кеем в
1602-1603 годах. Когда-то в нем размещался городской
мясной рынок. А теперь проводятся выставки
картин современных художников.
ЛИВЕН ДЕ КЕЙ
Фасад Влеесхаля
Ливен де Кей (1560-1627)
родился в нидерландском городе Генте, на
территории нынешней Бельгии. В конце XVI века он
навсегда покинул свою родину и поселился в
Харлеме. В ту эпоху Гент считался глухой в
культурном отношении провинцией, а север
Нидерландов назывался «Скучными Нидерландами».
В Харлеме Ливен де Кей быстро обрел известность и
статус одного из лучших архитекторов. Самым
известным его творением стал Влеесхаль. Фасад
здания выложен из кирпича и камня и увенчан
скульптурными изображениями бычьих голов,
которые и по сей день напоминают посетителям о
том, что давным-давно здесь шумел городской
мясной рынок. Голландский историк Питер Гейл
описал это здание как «смелое и энергичное на
вид», назвав его «триумфальным образцом
нидерландского Ренессанса».
По
материалам "Художественная галерея. Хальс",
№62, 2005 г.