Импрессионизм в сети

 

Музей Людвига, Кельн

Музей Людвига находится в Кельне – городе, где молодой Макс Эрнст впервые участвовал в выставках дадаистов.

Музей Людвига в Кельне обладает одной из лучших в Германии коллекций живописи XX века. Экспозиция музея охватывает период от конца XIX века до наших дней, но особое место в ней занимает немецкая живопись первых десятилетий прошлого столетия. Музей также располагает одной из лучших в Европе коллекций картин русских художников-эмигрантов, работ представителей поп-арта и современных инсталляций.

keln_1.jpg (29692 bytes)
Музей Людвига был построен по проекту О.Унгерса.
Внешний вид музея.

В музее Людвига наиболее широко представлено и творчество Макса Эрнста. Здесь находятся очень многие его работы – начиная от самых ранних, написанных под знаком экспрессионизма («Распятие» (1913) и «Лаон» (1916)). Именно в музее Людвига выставлена одна из самых знаменитых работ Эрнста сюрреалистического периода – «Встреча друзей» (1922). На этом полотне Эрнст изобразил себя и своих друзей-сюрреалистов на вершине горы во время солнечного затмения. Странные жесты присутствующих на картине людей не только символизируют новый изобразительный язык сюрреализма, но и связаны с азбукой глухонемых, которую Эрнст изучил еще в детстве благодаря своему отцу.

Другим монументальным полотном, относящимся к тому же периоду, является «Мадонна, шлепающая младенца Христа перед тремя свидетелями» (1926). Она тоже находится в Музее Людвига, как и написанная в этом же году картина «Лист», позже послужившая основой для одной из гравюр «Естественной истории».

keln_2.jpg (28564 bytes)
Главный вестибюль музея Людвига

Музей Людвига расположен в самом центре Кельна, между кафедральным собором и набережной Рейна. Он занимает два уровня большого современного здания, построенного в 1986 году. Кроме Музея Людвига, здесь находится музей Вальрафа-Рихардса, в экспозиции которого представлена средневековая живопись художников кельнской школы.

Сначала коллекция Людвига составляла небольшую часть собрания музея Вальрафа-Рихардса. Этот музей был основан в 1824 году благодаря щедрости ректора Кельнского университета Франца Фердинанда Вальрафа, подарившего городу свое собрание картин. Коллекция музея постоянно пополнялась – вплоть до начала 1930-х годов, когда Европу накрыло волной Великой депрессии. А к середине тридцатых годов к власти в Германии пришли фашисты.

keln_3.jpg (23029 bytes)
Картина Эрнста "Лист" (1926) из экспозиции музея Людвига

«Дегенеративное творчество» всемирно известных ныне художников подверглось мощнейшей атаке со стороны нацистской пропаганды, а вскоре и вовсе было запрещено. Это имело тяжелейшие последствия как для целого поколения творческой интеллигенции Германии, так и для музея Вальрафа-Рихардса. 6 июля 1937 года в ходе кампании по борьбе с «дегенеративным искусством», из музея было изъято 47 картин. Спустя полвека удалось вернуть на место только одну из них.

По окончании Второй мировой войны Кельн лежал в руинах. Только благодаря помощи спонсоров музей Вальрафа-Рихардса удалось заново отстроить. Уже в 1957 году он вновь открылся для посетителей. Прежняя коллекция современной живописи была замещена собранием, подаренным музею в 1946 году местным адвокатом Йозефом Хаубрихом. Собрание включало в себя полотна многих немецких экспрессионистов (Эриха Хеккеля, Карла Шмидта-Ротлуфа, Августа Макке, Отто Мюллера, Эрнста Людвига Кирхнера), а также Марка Шагала.

keln_4.jpg (31192 bytes)
"Блондинка" (1968), созданная Роем Лихтенстайном.
Эта картина находится в разделе американского поп-арта
музея Людвига.

Петер и Ирен Людвиг, в честь которых назван музей современного искусства, появились на художественной сцене Кельна только в 1970-х годах, хотя начинающий искусствовед Петер Людвиг познакомился с коллекцией Хайбриха еще в 1946 году. В последующие годы он стал крупным коллекционером американского поп-арта (в его собрании имелись картины Роя Лихтенстайна, Клаэса Ольденбурга, Джеймса Розенквиста, Энди Уорхола и Тома Вессельмана) и русского авангарда (больше всего Людвига интересовало творчество Казимира Малевича и Александра Родченко). В 1976 году он подарил городу 350 работ из своей коллекции. Именно она стала основой кельнского музея современного искусства. Позже Людвиг подарил музею еще 150 оригинальных картин и 700 гравюр с работ Пикассо.

Продолжая заложенные Людвигом традиции, музей живо интересуется новейшими течениями в живописи и постоянно пополняет свою коллекцию работами представителей новейших направлений в изобразительном искусстве.

КОЛЛЕКЦИЯ ФОТОГРАФИЙ

keln_5.jpg (26435 bytes)
"Без названия" (1962), работа Чарджхеймера.
В этой работе фотография соединена с живописью.

Музей Людвига отличается широким подходом к современной культуре, поэтому в его собрании имеются не только более или менее традиционные живописные и скульптурные работы, но и большая коллекция фотографий. Посетитель, впервые столкнувшийся с этой коллекцией, испытывает изумление, видя, сколь необъятны возможности этого вида искусства. В музее Людвига широко представлены экспериментальные фотографические работы. Наиболее интересные из них принадлежат нашему соотечественнику Александру Родченко, венгерскому конструктивисту Ласло Мохой-Надю и американскому дадаисту и сюрреалисту Мену Рею. Дополняет их собрание работ жившего в Кельне фотографа и театрального оформителя Чарджхеймера (1924-1971), который в конце своей жизни начал соединять фотографию с живописью, создавая при этом уникальные абстрактные композиции.

По материалам "Художественная галерея. Эрнст", №70,  2006 г.

 

Импрессионизм

Коллекция

Жизнь и творчество

О картинах

Термины

Музеи

Литература

Ссылки

Гостевая книга

Вебмастер

Hosted by uCoz