Музей
Людвига, Кельн
Музей Людвига находится в Кельне
– городе, где молодой Макс Эрнст впервые
участвовал в выставках дадаистов.
Музей Людвига в Кельне обладает одной из лучших в
Германии коллекций живописи XX века. Экспозиция
музея охватывает период от конца XIX века до наших
дней, но особое место в ней занимает немецкая
живопись первых десятилетий прошлого столетия.
Музей также располагает одной из лучших в Европе
коллекций картин русских художников-эмигрантов,
работ представителей поп-арта и современных
инсталляций.
Музей Людвига был построен по проекту О.Унгерса.
Внешний вид музея.
В музее Людвига
наиболее широко представлено и творчество Макса
Эрнста. Здесь находятся очень многие его работы
– начиная от самых ранних, написанных под знаком
экспрессионизма («Распятие» (1913) и «Лаон» (1916)).
Именно в музее Людвига выставлена одна из самых
знаменитых работ Эрнста сюрреалистического
периода – «Встреча друзей» (1922). На этом полотне
Эрнст изобразил себя и своих друзей-сюрреалистов
на вершине горы во время солнечного затмения.
Странные жесты присутствующих на картине людей
не только символизируют новый изобразительный
язык сюрреализма, но и связаны с азбукой
глухонемых, которую Эрнст изучил еще в детстве
благодаря своему отцу.
Другим монументальным полотном, относящимся к
тому же периоду, является «Мадонна, шлепающая
младенца Христа перед тремя свидетелями» (1926).
Она тоже находится в Музее Людвига, как и
написанная в этом же году картина «Лист», позже
послужившая основой для одной из гравюр
«Естественной истории».
Главный вестибюль музея Людвига
Музей Людвига
расположен в самом центре Кельна, между
кафедральным собором и набережной Рейна. Он
занимает два уровня большого современного
здания, построенного в 1986 году. Кроме Музея
Людвига, здесь находится музей
Вальрафа-Рихардса, в экспозиции которого
представлена средневековая живопись художников
кельнской школы.
Сначала коллекция Людвига составляла небольшую
часть собрания музея Вальрафа-Рихардса. Этот
музей был основан в 1824 году благодаря щедрости
ректора Кельнского университета Франца
Фердинанда Вальрафа, подарившего городу свое
собрание картин. Коллекция музея постоянно
пополнялась – вплоть до начала 1930-х годов, когда
Европу накрыло волной Великой депрессии. А к
середине тридцатых годов к власти в Германии
пришли фашисты.
Картина Эрнста "Лист" (1926) из экспозиции
музея Людвига
«Дегенеративное
творчество» всемирно известных ныне художников
подверглось мощнейшей атаке со стороны
нацистской пропаганды, а вскоре и вовсе было
запрещено. Это имело тяжелейшие последствия как
для целого поколения творческой интеллигенции
Германии, так и для музея Вальрафа-Рихардса. 6
июля 1937 года в ходе кампании по борьбе с
«дегенеративным искусством», из музея было
изъято 47 картин. Спустя полвека удалось вернуть
на место только одну из них.
По окончании Второй мировой войны Кельн лежал в
руинах. Только благодаря помощи спонсоров музей
Вальрафа-Рихардса удалось заново отстроить. Уже
в 1957 году он вновь открылся для посетителей.
Прежняя коллекция современной живописи была
замещена собранием, подаренным музею в 1946 году
местным адвокатом Йозефом Хаубрихом. Собрание
включало в себя полотна многих немецких
экспрессионистов (Эриха Хеккеля, Карла
Шмидта-Ротлуфа, Августа Макке, Отто Мюллера,
Эрнста Людвига Кирхнера), а также Марка Шагала.
"Блондинка" (1968), созданная Роем
Лихтенстайном.
Эта картина находится в разделе американского
поп-арта
музея Людвига.
Петер и Ирен Людвиг, в
честь которых назван музей современного
искусства, появились на художественной сцене
Кельна только в 1970-х годах, хотя начинающий
искусствовед Петер Людвиг познакомился с
коллекцией Хайбриха еще в 1946 году. В последующие
годы он стал крупным коллекционером
американского поп-арта (в его собрании имелись
картины Роя Лихтенстайна, Клаэса Ольденбурга,
Джеймса Розенквиста, Энди Уорхола и Тома
Вессельмана) и русского авангарда (больше всего
Людвига интересовало творчество Казимира
Малевича и Александра Родченко). В 1976 году он
подарил городу 350 работ из своей коллекции.
Именно она стала основой кельнского музея
современного искусства. Позже Людвиг подарил
музею еще 150 оригинальных картин и 700 гравюр с
работ Пикассо.
Продолжая заложенные Людвигом традиции, музей
живо интересуется новейшими течениями в
живописи и постоянно пополняет свою коллекцию
работами представителей новейших направлений в
изобразительном искусстве.
КОЛЛЕКЦИЯ ФОТОГРАФИЙ
"Без названия" (1962), работа Чарджхеймера.
В этой работе фотография соединена с живописью.
Музей Людвига
отличается широким подходом к современной
культуре, поэтому в его собрании имеются не
только более или менее традиционные живописные и
скульптурные работы, но и большая коллекция
фотографий. Посетитель, впервые столкнувшийся с
этой коллекцией, испытывает изумление, видя,
сколь необъятны возможности этого вида
искусства. В музее Людвига широко представлены
экспериментальные фотографические работы.
Наиболее интересные из них принадлежат нашему
соотечественнику Александру Родченко,
венгерскому конструктивисту Ласло Мохой-Надю и
американскому дадаисту и сюрреалисту Мену Рею.
Дополняет их собрание работ жившего в Кельне
фотографа и театрального оформителя
Чарджхеймера (1924-1971), который в конце своей жизни
начал соединять фотографию с живописью, создавая
при этом уникальные абстрактные композиции.
По
материалам "Художественная галерея. Эрнст",
№70, 2006 г.