Импрессионизм в сети

 

Художественная галерея
леди Левер, Порт Санлайт

Эта галерея была основана богатым промышленником викторианской эпохи, который сумел собрать одну из лучших в Англии коллекций живописи.

Джон Эверетт Миллес оставил после себя огромное наследие, поэтому его работы можно встретить во многих английских музеях: в лондонской галерее Тейт (самое большое собрание картин Миллеса), Музее и художественной галерее Бирмингема, художественной галерее Уолкер в Ливерпуле, Городской художественной галерее Манчестера, Эшмолинском музее искусства и археологии в Оксфорде, - а также в художественных галереях Австралии и Соединенных Штатов Америки. За пределами англоязычного мира художник менее известен, хотя в галерее Уффици, помимо картин Миллеса, хранится и его автопортрет, написанный в 1880 году и подаренный музею автором.

Большое количество работ Миллеса выставлено и в Художественной галерее леди Левер в Порт Санлайте, построенной в викторианскую эпоху и имеющей очень любопытную историю.

lever_1.jpg (21750 bytes)
Художественная галерея леди Левер,
одна из самых больших достопримечательностей
городка Порт Санлайт.

Галерею эту основал Уильям Хескет Левер, виконт Леверхалм (1851-1925), один из богатейших промышленников своего времени. Он родился в Бостоне в семье преуспевающего бакалейщика. В отцовской фирме Уильям начал трудиться, когда ему едва исполнилось 16 лет. Вступив в брак в 1884 году, он решил основать свое собственное дело - производство мыла, и в 1885 году купил мыловаренную фабрику в Уоррингтоне.

Свое мыло Левер назвал "Санлайт" (в переводе с английского "Солнечный свет"). Отчасти благодаря красивой упаковке, отчасти - умелой рекламе, этот продукт пользовался необычайным спросом. Всего за один год работы производство его мыла выросло с 20 до 450 тонн в неделю. Видя необходимость в развитии дела, Левер решил не расширять фабрику, а выстроить целый городок, в котором могли бы жить рабочие, трудившиеся на его фирме. Внимательное отношение к наемным работникам выразилось еще и в том, что он сократил для них рабочий день и ввел систему премий.

lever_2.jpg (19359 bytes)

Залитый солнечным светом главный зал галереи. Он выдержан в классическом стиле и посвящен работам художников XVIII и XIX веков.

Для строительства городка, получившего название Порт Санлайт (Город солнечного света), Левер приобрел земельный участок на берегу реки Мерси, напротив Ливерпуля. Работы начались 3 марта 1888 года, когда жена Левера, Элизабет, символически сняла лопатой слой дерна. Строительство шло быстрыми темпами, так что у же в январе следующего года новая фабрика выпустила свой первый кусок мыла.

Здание фабрики было построено по проекту известного ливерпульского архитектора Уильяма Оуэна, а в проектировании городка Порт Санлайт принял участие и сам Левер. Им удалось создать прелестный, утопающий в зелени комплекс с большими, удобными для жилья домами, в которых были предусмотрены - для простых людей! - даже ванные комнаты - невероятная по тем временам роскошь.

lever_3.jpg (18236 bytes)

"Сэр Изамбра у брода" (1856-1857) Джона Миллеса находится в собрании Художественной галереи леди Левер.

Надо заметить, что промышленник Уильям Хескет Левер интересовался не только выпуском мыла, но архитектурой, а также картинами, мебелью, восточным фарфором. В годы строительства Порт Санлайта он всерьез занялся коллекционированием живописи. Сначала его привлекали исключительно художники викторианской эпохи, позже он стал приобретать и живопись XVIII века. В коллекции Левера среди современников Миллеса особенно хорошо представлено творчество лорда Лейтона, предшественника Миллеса на посту президента Королевской академии художеств: его кисти принадлежит 9 работ (при том, что кисти Миллеса - восемь).

lever_4.jpg (14672 bytes)

Сэр Уильям Хескет Левер (со шляпой в руке) сопровождает принцессу Беатрис во время открытия Художественной галереи леди Левер.

В 1911 году Левер получил титул баронета, а в 1917 году был возведен в пэры как барон Леверхалм. Этот титул был образован слиянием фамилии самого Левера с фамилией его жены. Жена промышленника умерла в 1913 году, и в ее честь он решил построить в Порт Санлайте художественную галерею, чтобы разместить там свою коллекцию живописи. Здание, выдержанное в классическом стиле, было построено по проекту Уильяма и Сегара Оуэнов (отца и сына). Первый камень галереи в 1914 году заложил король Георг V. И только в 1922 году музей распахнул двери для посетителей.

ИСКУССТВО РЕКЛАМЫ

Рекламу придумали древние римляне: до нас дошли вывески, обнаруженные при раскопках разрушенных городов. Однако реклама в том виде, в каком она существует по сей день, появилась только в XIX веке. Техническая революция привела к тому, что в мире стало выпускаться очень много товаров, а технический прогресс позволил быстро и дешево печатать любые цветные изображения в огромных количествах. Так родилась рекламная промышленность.

Первым использовать картины известных художников для рекламных целей придумал глава мыловаренной фирмы "Пирс" - и взял для этого работу Миллеса "Мыльные пузыри". Идею быстро подхватили другие производители, в том числе и Уильям Левер, который начал намеренно скупать понравившиеся ему полотна и превращать их в рекламу своего товара.

lever_5.jpg (12767 bytes)

"Мыльные пузыри" Миллеса (1886). В рекламных целях на картине был добавлен упакованный в бумагу кусок мыла, на котором сидит мальчик.

По материалам "Художественная галерея. Миллес", №47, 2005 г.

Сайт в Интернет

 

Импрессионизм

Коллекция

Жизнь и творчество

О картинах

Термины

Музеи

Литература

Ссылки

Гостевая книга

Вебмастер

Hosted by uCoz