Дом
Яна Матейко, Краков
Работы Яна Матейко находятся в
собраниях крупнейших польских музеев. В Кракове
в доме-музее на улице Флорианьской можно увидеть,
как жил и работал художник.
7 ноября 1893
года Краков прощался с великим польским
художником. На следующий день Мариан Соколовский
опубликовал статью, в которой предлагал почтить
память знаменитого соотечественника, устроив в
его доме музей. Он приводил в качестве примера
дом-музей Рафаэля в Урбино и Альбрехта Дюрера в
Нюрнберге. Горожане горячо поддержали это
предложение, и почти тут же был создан Городской
комитет, превратившийся затем в Общество Яна
Матейко. Его членами стали многие известные
жители Кракова, а во главе стоял князь Евстафий
Сангушко. Вскоре общество приступило к сбору
средств для выкупа дома на улице Флорианьской,
где жил Матейко. Благодаря щедрым пожертвованиям
многочисленных благотворителей уже 1 мая 1896 года
посетители смогли увидеть часть музея - салон
и спальню.
Дом, в котором родился Ян Матейко, находится в
нескольких десятках метров от краковской
рыночной площади.
Первые
несколько лет после женитьбы художник жил на
улице Крупничей, где у него была небольшая
мастерская. В 1872 году, рассчитавшись с братьями,
Матейко стал владельцем дома на улице
Флорианьской, в котором когда-то родился. Тогда
же он начал перестройку и ремонт трехэтажного
каменного дома. В письмах к жене он писал о ходе
работ: "Весь дом уже покрыт кровлей. В среду
застеклим окна в коридоре под самым чердаком".
Матейко хотел выстроить "дворец", который
был бы достоин его любимой Теоси. Фасад дома
спроектировал в соответствии с пожеланиями
художника архитектор Томаш Прылиньский.
На первом
этаже в бывшей столовой сегодня размещаются
выставочные залы, посвященные художнику и его
семье. Здесь можно также увидеть
"Натюрморт", написанный живописцем в
студенчестве, фотографии художника, его жены и
детей, разнообразные документы - письма, школьные
грамоты, дипломы. В двух комнатах, окна которых
выходят на Флорианьскую, находились при жизни
мастера салон и спальня. тут заботливо
сохраняются подлинные предметы обстановки, в том
числе инкрустированная мебель, выписанная
Матейко из Вены. Именно здесь Матейко принимал в
1880 году императора Франца Иосифа I.
Среди предметов, хранящихся в доме художника,
есть чучело коня с парадной сбруей.
На втором
этаже, в комнатах сыновей художника, ныне
выставлены картины. В основном это эскизы
знаменитых холстов, акварельные зарисовки
костюмов, а также материалы, использовавшиеся
для работы над фресками Мариацкого собора. Рядом
расположена небольшая комнатка, в которой 23 июня
1838 года появился на свет Ян Алоизий Матейко.
Запись об этом событии была сделана в 1904 году на
вмурованной в стену каменной табличке с
латинским изречением: "Saepe Provident Deus Ut Magna Claudantur
Parvis" ("Велением Божьим величие часто бывает
сокрыто в малых формах").
В маленьких
комнатках третьего этажа со стороны
Флорианьской улицы жили гувернантки и учителя
детей Матейко. Сегодня здесь экспонируются
наряды и ткани из коллекции художника. Рядом
находилась мастерская. В ней собраны предметы,
которыми пользовался в своей работе художник:
палитры, мольберты, дорожный набор инструментов,
столик для красок, а также личные вещи Матейко -
одежда, очки, сигары. Стены мастерской украшают
зарисовки лошадей и "Исследование доспехов
Стефана Батория". Здесь же находится копия
картины, ставшей причиной конфликта в семействе
Матейко, - имеется в виду портрет Станиславы
Серафиньской (оригинал погиб во время Второй
мировой войны),
В салоне на первом этаже Матейко принимал
гостей,
здесь же отмечали семейные праздники.
Кроме того, в
доме-музее Яна Матейко хранятся предметы,
которые художник собирал в течение многих лет
жизни для создания исторических инсценировок, а
также различного рода "древности" -
позднеготический триптих, представляющий Святое
Семейство (1510-1515), и средневековые капители
Мариацкого костела. Некоторые из этих ценных
вещей Матейко получил в подарок от друзей,
некоторые привозил из заграничных поездок
(например, в Константинополе он раздобыл
деревянную посуду дервишей).
Коллекция
дома-музея Матейко постоянно увеличивается и
насчитывает сейчас около шести тысяч экспонатов.
КОЛЛЕКЦИЯ
В доме-музее Матейко есть и такие экзотические
экспонаты,
как орудия пыток. Эти любопытные предметы
художник приобрел у строителей, обнаруживших их
во время ремонта городской Ратуши в 1873 году.
Особое место
в собрании Яна Матейко занимают костюмы и оружие.
Художник всегда питал слабость к подобного рода
древностям. Знатоки восхищаются тем, как
необычайно точно Матейко передавал детали
исторического костюма - и в этом, думается,
художнику немал помогали предметы из его
коллекции. Поискам соответствующих аксессуаров
он уделял очень много сил. Для того, чтобы
изобразить казначея Скаргу, Матейко выкрал
фрагмент его одеяния из гробницы, расположенной
в подземельях Вавельского замка. Платье королевы
на картине "Отравление королевы Боны" он
написал по выдернутой из сюртука приятеля
красной подкладке. В многочисленных письмах к
жене Матейко сообщал о покупке очередных
материалов, например: "Я потратил ужасно много
денег, заказл у Шварца белый бархат, который мне
понадобится для создания образа московита". В
доме-музее Матейко представлены ценнейшие и
любопытнейшие из всех этих приобретений - жупан
Яна Даниловича XVII века, кунтуши, колпак
Станьчика, сшитый по заказу Матейко. В коллекции
оружия можно увидеть персидские шлемы, рыцарские
латы рубежа XVIII-XIX веков, мавританский меч,
послуживший образцом для меча князя Витольда
("Битва под Грюнвальдом").
По
материалам "Художественная галерея.
Матейко", №97, 2006 г.