Импрессионизм в сети

 

Музей Орсэ, Париж

Вокзал Орсэ был построен в 1898-1900 годах на месте старого дворца Орсэ, сгоревшего дотла при пожаре в 1871 году. Он расположен в престижном месте на берегу Сены, напротив Лувра и сада Тюильри, и был построен как парижский вокзал для железнодорожной компании, обслуживавшей юго-запад Франции. К зданию вокзала пристроен роскошный отель на 370 номеров с помпезным танцевальным залом, выдержанным в стиле рококо.

Архитектор Виктор Лалу, спроектировавший этот вокзал, богато украсил его фасад арками, колоннами, статуями, и разместил на крыше пирамиды, колоколенки, декоративные коньки и орнаментальные щиты. Все это скрывало великолепное многоуровневое сооружение, напоминающее кафедральный собор из металла и стекла.

СТАНЦИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

К моменту окончания постройки вокзал Орсэ был одним из самых современных и технологичных сооружений в мире, оснащенным не только электрическим освещением, подъемниками и эскалаторами, но и способным обслуживать поезда на электрической тяге. Как писал один тогдашний путешественник, "все здесь приводится в движение силой электричества. Даже багаж пассажиров переносится с уровня на уровень на подвижных роликах". Однако уже в ближайшие двадцать лет бурный технический прогресс затруднил работу станции, и многие из приспособлений, еще недавно казавшихся новаторскими, стали устаревшими. В 1939 году вокзал окончательно прекратил свою работу, и в последующие годы он использовался для разнообразных целей. В 1945 году, в конце Второй мировой войны его превратили в пересыльный пункт для военнопленных, а в 1973 году - р азмещался театр Жана-Луи Барро и его жены. С 1974 года здание стало местом проведения аукционов.

Вокзал Орсэ

Вокзал Орсэ был первой электрофицированной железнодорожной станцией во Франции.

СОВРЕМЕННЫЙ МУЗЕЙ

В 1980-х годах архитекторы музея Орсэ восстановили большинство сооружений Виктора Лалу. Так, например, был открыт главный зал, и стали видны его стеклянные арки и нефы.

Были созданы и новые элементы, такие, как небольшие выставочные комнаты, с плоским потолком, устроенные вдоль каждой стороны центрального пролета и связанные на двух уровнях рядом вестибюлей, расположенных вдоль фасада, выходящего на Сену. Естественным светом освещено несколько больших галерей наверху здания, под крышей вокзала и старого отеля. Некоторые помещения отеля выполняют свои прежние функции, так, н апример, просторная столовая стала теперь рестораном при музее. Видимые повсюду старые конструкции Лалу, например, чугунные колонны и металлические решетки, органично вписаны в сооружения из современных материалов.

Музей Орсэ

Внешняя отделка музея Орсэ была закончена в 1987 году, после завершения всех восстановительных и дополнительных работ. Задачу, стоявшую перед архитекторами, облегчало то обстоятельство, что после окончания строительства фасад здания не перестраивался и большинство оригинальных элементов сохранилось в первозданном виде.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА С 1848 ПО 1914 ГОДЫ

Хотя музей Орсэ известен публике прежде всего как богатейшее собрание картин импрессионистов, в нем, в действительности, хранится коллекция произведений искусства, созданных начиная с середины XIX века. Если говорить точнее, собрание музея охватывает период с 1848 по 1914 годы, и здесь выставляются не только картины. Помимо живописных полотен в залах музея можно найти работы архитекторов, скульпторов, фотографов, произведения декоративного и индустриального искусства.

Разнообразие собранных материалов не может не удивлять. Разумеется, здесь широко представлены работы импрессионистов - Мане, Сезанна, Гогена, Моне и Ренуара, однако помимо них посетитель может увидеть картины Энгра и Делакруа, а также работы давно забытых участников парижских выставок прошлого, чьи исторические картины и парадные портреты ценились когда-то гораздо выше, чем холсты импрессионистов. Одна из галерей посвящена творчеству Тулуз-Лотрека, другая Курбе. Здесь есть скульптуры Родена, с которыми соседствует экстравагантное стекло представителей Ар-Нуво Лалика и Галле. В музее есть даже мебель знаменитого американского архитектора XX века Франка Ллойда Райта.

Экспозиции музея подобраны в хронологическом порядке, но по художественным направлениям, и там, где это возможно, художники собраны вместе. Экспонаты нередко представлены на фоне роскошного убранства комнат и залов бывшего отеля.

Главный зал музея Орсэ

Выставочные залы выходят в главный зал, где сохранилась оригинальная застекленная крыша.

ИСТОЧНИКИ КОЛЛЕКЦИИ

Большинство работ, собранных в музее Орсэ, поступило сюда из двух основных источников - музея Жё де Пом, который начиная с 1947 года был крупнейшим хранилищем полотен импрессионистов, и Музея современного искусства, в собраниях которого оказалось множество работ периода 1848-1914 годов, принадлежащих художникам, не причисленным к импрессионистам, но и не примкнувшим к направлению модернистов. Однако картины многих постимпрессионистов, таких, как Серюзье, Вюйар и Боннар, слабо представлены в государственных музеях, и собрать более представительную коллекцию удалось только благодаря частным пожертвованиям (от таких коллекционеров, как Поль Меллон) и недавним приобретениям музея, как во Франции, так и за рубежом.

По материалам "Художественная галерея. Моне", №1, 2004 г.

Музей д'Орсэ в Интернет

Работы художников в музее д'Орсэ:

Ван Гог:
"Дневной сон (в манере Милле)
The Afternoon Nap (After Millet), 1889-90

Поль Гоген:
"Прекрасная Анжела"
Деревянная скульптура

Эдгар Дега:
"Абсент"
"
Молодая четырнадцатилетняя танцовщица"

(бронзовая скульптура)
"Купание в тазу"

Гюстав Кайботт:
"Паркетчики"

Гюстав Курбе
"Мастерская художника"

Эдуард Мане:
"Завтрак на траве"
"Олимпия"

Клод Моне:
"Руанский собор: гармония в голубом"

Огюст Ренуар:
"Бал в Мулен де ла Галетт"

Поль Сезанн:
"Яблоки и апельсины"

Жорж Сёра
"Цирк"

Поль Синьяк
"Женщины у колодца"

Анри де Тулуз-Лотрек
"La danse mauresque ou Les almees", 1895

 

Импрессионизм

Коллекция

Жизнь и творчество

О картинах

Термины

Музеи

Литература

Ссылки

Гостевая книга

Вебмастер

Hosted by uCoz