Импрессионизм в сети

 

Национальная галерея, Парма

Пожалуй, нет ни одного крупного музея, где не хранились бы полотна Корреджо. Тем не менее, истинному поклоннику творчества мастера все же следует посетить Парму - город, где он провел самые плодотворные годы своей жизни.

Произведения Корреджо хранятся в самых известных музеях мира: в Лувре, лондонской Национальной галерее, галерее Уффици во Флоренции, музее Прадо в Мадриде, а также в петербургском Эрмитаже и Художественно-историческом музее в Вене.

parma_1.jpg (25607 bytes)
Внешний вид пармской Национальной галереи.

Тем не менее, чтобы лучше понять особенности творческого пути Корреджо, просто необходимо посетить Парму - город, где он создал наиболее зрелые свои произведения. Именно в Парме находятся монастырь Сан-Паоло, церковь Сан-Джованни Эванджелиста и, разумеется, Пармский собор, где можно увидеть знаменитые фрески Корреджо. А в пармской Национальной галерее хранятся такие картины мастера, как "Положение во гроб", "Мадонна со святым Иеронимом" и "Мадонна с корзиной". Особенный интерес посетителей галереи вызывают фрагменты фресок Корредждо - таких, например, как фреска "Коронование Богоматери", украшавшая ранее абсиду Сан-Джованни Эванджелиста. Корреджо создал ее в 1522 году, но в 1587 году ее сбили в ходе работ по расширению церкви. Центральная часть этой композиции представлена сейчас в экспозиции пармской Национальной галереи, другие фрагменты находятся в Лондоне.

Менее известны фрески "Мадонна делла Скала" и "Благовещение", фрагменты которых также хранятся в галерее. На первой фреске (1523-1524), украшавшей первоначально внутреннюю сторону городских ворот, изображена Мадонна с Младенцем. В 1545 году, когда было решено разрушить городскую стену, фреску сбили и по частям перенесли в часовню, называемую "делла Скала" (у лестницы). С 1812 года она находится в музее. "Благовещенье" (ок. 1525) Корреджо создал для пармской церкви Вознесения. В 1546 году власти города приняли решение построить на месте церкви крепость, и фреску перенесли в близлежащий монастырь, а затем - в новую церковь. Там она оставалась до 1875 года, когда ее приобрела Национальная галерея Пармы.

parma_2.jpg (25609 bytes)
Современный интерьер музея

Галерея расположена в Палаццо делла Пилотта. Строительство этого дворца началось приблизительно в 1583 году, в последние годы правления герцога Оттавио Фарнезе. Несколько позднее, в 1602 году, герцог Рануччо I Фарнезе задумал превратить Палаццо делла Пилотта в здание, где размещались бы служебные помещения находящегося наподалеку герцогского дворца (он, к сожалению, ныне не существует). Так в Палаццо делла Пилотта появилась гостиная, где разместился театр Фарнезе, конюшни, сеновал, манеж, комнаты для конюхов, каретники и так далее.

В 1611 году работы приостановились, строительство осталось незавершенным. Проект грандиозного фасада, обращенного на южную сторону, к городскому рынку, так и не был воплощен в жизнь.

parma_3.jpg (18362 bytes)

parma_4.jpg (18124 bytes)

Створки органа, расписанные Джироламо Бедоли,
также жившим и работавшим в Парме.

Последующие герцоги Фарнезе уделяли внимание, главным образом, интерьерам Палаццо делла Пилотта. С 1757 года в здании дворца расположилась Академия живописи, ваяния и зодчества, учрежденная Филиппом Бурбоном, вторым сыном короля Испании Филиппа V и Елизаветы Фарнезе. В 1767 году Академии пришлось потесниться - в Палаццо делла Пилотта появился еще один "насельник": Библиотека Палатина. Дворец, таким образом, жил полной жизнью. Но, однако, в его внешнем облике ничего не менялось - он оставался разнородным и незаконченным.

Посещение галереи предусматривает три маршрута. Первый предлагает осмотр некоторых архитектурных деталей дворца и произведений крупнейших мастеров итальянской живописи XV и XVI вв., среди которых можно назвать Фра Беато Анджелико, Леонардо да Винчи, Себастьяно дель Пьомбо, Джулио Романо и Тинторетто. Кроме того, довольно полно представлена в экспозиции пармской Национальной галереи итальянская живопись XVII и XVIII веков. Посетители могут насладиться лицезрением полотен Карраччи, Тьеполо и Каналетто.

parma_5.jpg (25738 bytes)
Фрагмент фрески Корреджо "Мадонна делла Скала" (1523-24).

Второй маршрут проходит по залам, созданным в начале XIX века, где представлены картины, удостоенные премий на академических конкуресах 1761-1795 годов.

И, наконец, третий маршрут, предлагаемый гостям галереи, посвящен самым знаменитым живописцам из тех, что когда-либо творили в Парме, - Пармиджанино и Корреджо.

КОЛЛЕКЦИИ

parma_6.jpg (18208 bytes)
"Автопортрет" Пармиджанино (ок. 1540) представленный
в экспозиции галереи.

В основу собрания Национальной галереи Пармы легла коллекция картин Филиппа Бурбона, подаренная им пармской Академии живописи, ваяния и зодчества (которую он сам же и основал). Предполагалось, что работы старых мастеров должны оказать помощь в воспитании вкуса и обучении молодых живописцев. Во время правления Фердинанда Бурбона (1756-1802) собрание галереи обогатилось древними предметами. найденными при археологических "раскопках", и академическими работами, выполненными для многочисленных конкурсов живописи. Пополнение коллекции произошло и после наполеоновских войн, когда из Парижа на родину вернулись многие произведения искусства, конфискованные ранее при закрытии церквей и монастырей. В дальнейшем собрание пополнялось, главным образом, за счет пожертвований частных лиц. В 1882 году галерея отделилась от Академии и стала полностью самостоятельной. А свой первый каталог она опубликовала в 1896 году.

По материалам "Художественная галерея. Корреджо", №100,  2006 г.

 

Импрессионизм

Коллекция

Жизнь и творчество

О картинах

Термины

Музеи

Литература

Ссылки

Гостевая книга

Вебмастер

Hosted by uCoz