Импрессионизм в сети

 

Музей-заповедник "Поленово", Тульская область

Поленово можно назвать памятником великому русскому художнику. Здесь все дышит памятью о нем. Музей обладает одним из самых значительных собраний работ Поленова.

Работы В.Д. Поленова хранятся во всех крупнейших музеях России: наиболее предпочтительно на этом фоне (как того и следовало ожидать) смотрятся московская Третьяковская галерея и петербургский Русский музей, гордящиеся несколькими десятками произведений художника. Но наиболее интересно его творчество представлено в музее-заповеднике «Поленово», близ Тарусы, в бывшей усадьбе «Борок», с любовью и размахом устроенной Поленовым на высоком берегу Оки.

Музей-заповедник "Поленово", Тульская область
Большой дом В.Д.Поленова

О собственном «гнезде» в этих красивейших местах он думал уже в 1887 году, когда писал своей жене, Наталье Васильевне: «Мечтаю я об домике на берегу Оки, об том, как мы там заживем, сделаем большую комнату, где будет музей, галерея и библиотека. Рядом будет столярная мастерская, адмиралтейство, рыболовство и терраса, а над этим будет моя живописная мастерская… Чудесные мечты». Поленов не зря так любил сказку, не зря так верил в преображение жизни на земле. Его столь подробные мечты вскоре стали былью, чудо свершилось.

В 1889 году вместе с К.Коровиным он проплыл на пароходе по Оке, присматриваясь к прибрежным пейзажам, а уже в следующем году купил землю в деревне Бехово, еще годом спустя выменяв на нее у местной крестьянской общины высокий холм над Окой. Назывался холм вполне уютно и камерно – «Борок». В том же 1891 году на пустынном холме закипела работа; Поленов сам проектировал усадьбу, начав с жилого дома. В октябре 1892 года художник с семьей переселился в новый дом – это было началом музея. Практически сразу Поленов вместе с женой и сестрой, Е.Д.Поленовой, приступил к созданию музейной коллекции, в основу которой легли художественные «накопления» четырех поколений семьи Поленовых.

Музей-заповедник "Поленово", Тульская область
Библиотека, в интерьере которой преобладают готические элементы.

Художник мечтал о первом общедоступном провинциальном музее, об устроении «гнезда художников», в котором они могли бы жить, общаться и заниматься творчеством. И эта его мечта тоже сбылась. В 1904 году на территории усадьбы появилась изысканно исполненная мастерская (так называемое «Аббатство»). Что касается музея, то в 1926 году, за год до смерти, Поленов с гордостью писал: «Желание мое осуществилось, когда нам удалось соорудить на берегу Оки дом, приспособленный к размещению коллекций, и я несказанно радуюсь, когда вижу, как приходят посетители и разглядывают наши собрания. Приходят целые экскурсии из ближайших городов, из санаторий, школ и деревень, крестьяне и крестьянки с детьми».

Музей-заповедник "Поленово", Тульская область
Картина "Закат", написанная в 1890-е годы,
характерна для позднего периода творчества В.Поленова.

Местные крестьяне называли Поленова «строителем», он постарался и для них, спроектировав и построив в Бехове Троицкую церковь, соединившую в себе традиции древнерусского и романского храмового зодчества.

В период революционной смуты, когда дворянские и интеллигентские «гнезда» подвергались тотальному разграблению, усадьба «Борок» была взята государством под охрану как не подлежащая национализации и конфискации. После смерти художника усадьбу официально переименовали в «Поленово». В 1939 году наследники художника передали ее в дар государству – вместе со всеми бесценными фондами.

Музей-заповедник "Поленово", Тульская область
Картина И.Репина "Абрамцево" (1880) хранится в музее-заповеднике. Женскую фигуру Репин писал с Н.Якунчиковой, будущей жены Поленова.

Сегодня Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д.Поленова – один из популярнейших в России музеев. Он занимает огромную территорию в 870 га, включая в себя сам дом-музей (Большой дом), «Аббатство», Троицкую церковь, усадебный парк, сад и пр. Музейные коллекции составляют гордость музея, они содержат произведения Поленова и его знаменитых современников – одних живописных работ в собрании насчитывается более 700, а графических – более четырех тысяч.

Здесь свято хранят память об основателе усадьбы и не дают умереть традициям, им заложенным. В музее регулярно устраиваются тематические выставки, действует детский театр. Вспомним слова самого художника, рассказавшего о начале своей театральной работы: «Мы сошлись с Мамонтовым, - писал Поленов, - в стремлении сюжетами и обстановкой, взятыми из мира истории и сказки, поднять детей от обыденной жизни в область героизма и красоты».

Дальнейшие планы музея впечатляют. В перспективе (хочется думать, близкой) – полная мемориализация исторического ландшафта и создание уникального национального парка-заповедника среднерусского пейзажа.

ПОЛЕНОВСКИЕ ВЕЧЕРА

В музее-заповеднике хранятся многие уникальные материалы знаменитых поленовских акварельных и рисовальных вечеров, которые художник (вместе с женой и сестрой) устраивал в своем московском доме на Божедомке в 1880-90-е годы. Их участниками были: В.Васнецов, Суриков, Нестеров, Остроухов, К.Коровин, Серов, Левитан, Архипов, С.Иванов, Врубель, Л.Пастернак и другие известные художники. Они рисовали карандашом и пером, пастелью, писали маслом и акварелью. Модели обычно изощренно костюмировали, нередко сами участники позировали друг другу в разнообразных одеждах.

Музей-заповедник "Поленово", Тульская область
И.Левитан "Мужчина в венецианском костюме".

Музей-заповедник "Поленово", Тульская область
М.Врубель "Женщина в восточном покрывале" (Н.В.Поленова).

По материалам "Художественная галерея. Поленов", №60, 2005 г.

 

Импрессионизм

Коллекция

Жизнь и творчество

О картинах

Термины

Музеи

Литература

Ссылки

Гостевая книга

Вебмастер

Hosted by uCoz