Импрессионизм в сети

 

Музей Прадо, Мадрид

Нигде в мире творчество Веласкеса не представлено так широко, как в Прадо. Здесь хранится почти половина всех сохранившихся работ художника. Среди них - и его общепризнанные шедевры.

Хоть одна картина Веласкеса н айдется в любом крупнейшем музее мира, но две или три - уже великая редкость. На этом фоне выделяется лондонская Национальная галерея, владеющая девятью работами великого испанского живописца. Практически ничем не отстает от нее венский Художественно-исторический музей. И все же оба эти собрания намного уступают лучшей и обширнейшей в мире коллекции работ Веласкеса, хранящейся в музее Прадо в Мадриде. В ее составе - более 50 картин Веласкеса, то есть почти половина всего дошедших до нас его работ. И если говорить по справедливости, то это закономерно и правильно: именно музей Прадо нужно признать наиболее удачным, а может быть, и единственным местом в мире, где могут и должны храниться произведения гениального мастера.

Музей Прадо, Мадрид
Фасад музея Прадо

В переводе с испанского, "прадо" означает "луг", а применительно к топографии Мадрида - это старинный парк, известный с XVI века. "Здесь, и только здесь, - цитируем свидетельство, датируемое 1560 годом, - вы можете в полной мере насладиться как прохладным вечерним воздухом, так и звуками хорошей музыки". В 1774 году (шла эпоха Просвещения - с ее трепетным отношением к рациональному, преимущественно естественнонаучному, знанию) по распоряжению короля Карла III в парке заложили ботанический сад, а чуть позже построили рядом здание, в котором предполагалось разместить академию наук.

Музей Прадо, Мадрид
Как снаружи, так и внутри здание музея представляет собой
великолепный образец испанского неоклассицизма.

Архитектурный проект здания выполнил Хуан де Виллануэва (1739-1811), адепт строгого неоклассицизма, самого модного в то время в Европе художественного направления. Этот, одобренный в 1787 году королем, проект предусматривал, что в новостройке будут соседствовать академия наук (для нее отводился первый этаж) и естественноисторический музей (на втором этаже). Возводили громадное здание около 20 лет, но, прежде чем успели его "заселить", оно оказалось разграбленным французами, оккупировавшими Испанию в 1808 году. Наполеоновские солдаты умудрились даже ободрать свинцовые листы, покрывавшие крышу. В 1814 году Наполеон потерпел окончательное поражение, и на испанский престол возвратился свергнутый им король Фердинанд VII. Уже в 1816 году Фердинанд издал указ о восстановлении здания и перемещении в него части картин из королевской коллекции.

Музей Прадо, Мадрид
На фасад музея смотрит каменный Гойя.
Более ста его работ хранится в Прадо.

19 ноября 1819 года музей открыли для публики. При этом было оговорено, что посетители не будут допускаться в музей "в дождливые дни, когда вокруг слишком много грязи". Первоначально собрание музея состояло из 311 картин (исключительно испанских авторов). среди них были и 44 полотна Веласкеса, в том числе и такие шедевры, как "Сдача Бреды" и "Менины".

Между тем в самой королевской коллекции, поделившейся с музеем, насчитывалось более 5000 полотен. Постепенно почти все они "переехали" в Прадо. В 1821 году в экспозицию музея включили итальянскую живопись, а в 1843 году - фламандскую. Таким образом, узкие национальные границы, к искусству не имеющие никакого отношения, оказались взорваны.

Музей Прадо, Мадрид
Картину "Триумф Вакха"
(другое название - "Пьяницы")
Веласкес написал в 1629 году.

Музей Прадо, Мадрид
"Портрет Фредерико Гонзаго, герцога Мантуи" входит
в богатое собрание работ Тициана, хранящихся в музее Прадо.

В 1868 году в Испании произошла революция. Правившая в то время королева Изабелла II лишилась трона и бежала из страны. И хотя спустя два года была восстановлена конституционная монархия, статус Прадо навсегда изменился; его собрание стало достоянием всего испанского народа. С тех пор музейная коллекция пополнилась многими произведениями европейских художников, но в целом по-прежнему отражает вкус испанских монархов XVI и XVII веков. Именно эти короли приобретали полотна, составившие неразложимое музейное "ядро". Поэтому полнее всего в музее представлены работы мастеров, бывших фаворитами Филиппа IV и его деда, Филиппа II.

Здание Прадо - это не только собрание шедевров, но и шедевр само по себе. Его фасад сохранился в первоначальном виде, хотя внутренние помещения неоднократно перестраивались и модернизировались. В последние годы началось строительство пристройки, которая призвана удлинить одно крыло здания, связав его с церковью святого Иеронима, стоящей напротив. Эта церковь XV века с недавних пор является собственностью музея. Спроектировал пристройку Рафаэль Монео, известный тем, что в 1990-е годы по его же проекту построили Музей современного искусства в Стокгольме.

 Музей Прадо, Мадрид
Этим образом святого Антония,
созданным Иеронимом Босхом,
очень дорожит музей.

ПЕСТРОЕ СОБРАНИЕ

Даже такой огромный музей, каким является Прадо, не в состоянии достаточно полно представить всю европейскую живопись. Так, англичане в нем представлены лишь несколькими работами; очень фрагментарны французский и голландский отделы собрания. Главное сокровище музея - испанская живопись. Правда, если говорить о зарубежных художниках, то Иероним Босх и Тициан, которым благоволил король Филипп II, показаны здесь лучше, чем в любом другом музее мира. Очень неплоха коллекция работ Рубенса, дважды посещавшего Испанию и водившего личное знакомство с Филиппом III и Филиппом IV. Помимо живописных полотен, музей располагает обширной коллекцией скульптур, рисунков и произведений прикладного искусства (мебели, керамики, монет и пр.).

По материалам "Художественная галерея. Веласкес", №32, 2005 г.

Сайт в Интернет

 

Импрессионизм

Коллекция

Жизнь и творчество

О картинах

Термины

Музеи

Литература

Ссылки

Гостевая книга

Вебмастер

Hosted by uCoz