Импрессионизм в сети

 

Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва

Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина ("Пушкинский музей", "Пушкинка", как его для удобства принято называть), в котором прекрасно представлена новейшая французская живопись, сумел пережить революции, войны и разруху эпохи "дикого капитализма" в России.

Работы Анри Руссо разбросаны по музеям всего мира. Лучшие собрания картин художника в Европе находятся во Франции, Швейцарии и России. Российское собрание обязано своим рождением двум известным меценатам, Сергею Щукину (1854-1936) и Ивану Морозову (1871-1921).

Иван Морозов был богатым промышленником, владельцем некоторых текстильных фабрик. При этом он страстно увлекался коллекционированием картин. При любом удобном случае Морозов мчался в Париж, где, по словам одного из его современников, "едва успев сойти с поезда, уже оказывался в художественной лавке". Больше всего Морозов любил импрессионистов и постимпрессионистов, хотя приобретал также картины Пикассо и фовистов. Многие полотна он покупал через своих агентов (в том числе знаменитого Амбруаза Воллара), другие выбирал при личном посещении Салона независимых и Осеннего Салона. К 1913 году в его собрании хранилось около 140 картин французских художников.

Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва
Здание Пушкинского музея построено
в неоклассическом стиле

Коллекция Щукина была еще богаче - к тому же 1913 году он обладал 221 полотном. Как и Морозов, поначалу он питал пристрастие к импрессионистам, но позже стал отдавать предпочтение Матиссу и кубистам. Руссо тоже входил в число его любимых мастеров. Роль "собаки на сене" Щукина никогда не привлекала; он с готовностью показывал свои сокровища всем желающим. В его доме традиционно собирались молодые московские художники. Здесь они могли не только полюбоваться шедеврами, но и общались друг с другом, образовав своеобразный творческий клуб.

Все разрушилось после 1914 года. С началом Первой мировой войны коллекционеры утратили тесную связь с Парижем, тогдашней столицей новаторского искусства, а после 1917 года им стало и вовсе не до живописи. В 1918 году собрания Морозова и Щукина были национализированы. Некоторое время картины оставались в домах их владельцев, переименованных в Первый и Второй музеи современной западной живописи. В 1928 году эти коллекции объединили, разместив в бывшем доме Морозова.

Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва
Этот "Портрет Ивана Морозова"
написан Валентином Серовым в 1902 г.

Впрочем, свободному посещению музея (да, собственно, и самому музею) скоро пришел конец. В 1930-е годы развернулась кампания против "формализма" в живописи. Единственным разрешенным "художественным" стилем (скорее, идеологией) в СССР провозгласили социалистический реализм, воспевавший преимущества господствовавшего общественного строя. Все, что этому стилю противоречило, обрекалось на забвение. Большую часть картин из коллекций Морозова и Щукина убрали в запасники. Остальные - перераспределили, поделив между ленинградским Эрмитажем и московским Музеем изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

Пушкинский музей (первоначально - Музей изящных искусств) существует с 1912 года. Его открывали торжественно, в присутствии последнего русского императора, Николая II. Здание музея построено в неоклассическом стиле по проекту архитектора Романа Клейна (1858-1924). Первым его директором был создатель музея - профессор Московского университета Иван Цветаев (1847-1913), отец великой Марины Цветаевой. В 1937 году, в ознаменование столетия со дня смерти А.С.Пушкина, музею присвоили имя поэта.

Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва

"Пейзаж в парке Монсури с пятью фигурами", написанный Руссо в 1910 году, в настоящее время хранится в Пушкинском музее. Изображенные на полотне фигуры кажутся затерянными на фоне гигантских построек и растений, что очень характерно для манеры художника.

Музей замышлялся как учебный центр для художников и скульпторов. Следы этого замысла можно обнаружить и сегодня, осматривая хранящуюся здесь огромную коллекцию гипсовых копий со знаменитых античных статуй. Однако этим, к счастью, дело не обошлось. Почти сразу же после своего открытия музей стал получать в дар великолепные собрания картин (отметим среди них чудесное собрание выдающегося египтолога Владимира Голенищева (1856-1947)). Благодаря этим поступлениям, предполагаемый учебный центр быстро превратился в одну из лучших художественных галерей Европы.

Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва

Картина Клода Моне "Кафедральный собор в Руане. Полдень" (1894), входившая в собрание Сергея Щукина, находится теперь в Пушкинском музее.


В 1990-е годы Пушкинский музей испытывал большие трудности из-за недостатка финансирования, но сейчас ситуация почти выправилась. Его залы всегда полны посетителей, пришедших посмотреть на шедевры западноевропейской живописи.

СЕРГЕЙ ЩУКИН

Все хранящиеся в Пушкинском музее работы Руссо были приобретены промышленником и коллекционером Сергеем Щукиным. Он родился в семье, где ценили искусство (все четыре его брата также были страстными коллекционерами). Собранная Сергеем Щукиным коллекция современной живописи стала едва ли не лучшей в тогдашней России. Имя Щукина тесно связано с именем Матисса, которому он заказал два больших декоративных панно - "Музыка" и "Танец". В 1911 году Матисс приезжал в Москву, чтобы проследить за их установкой. К 1913 году, когда появился полный каталог собрания Щукина, он обладал семью картинами Руссо. Все они были куплены через знаменитого Амбруаза Воллара, хорошо знавшего многих художников. которые составили славу новейшего искусства.

Сайт в Интернет

По материалам "Художественная галерея. Руссо", №23, 2005 г.

 

Импрессионизм

Коллекция

Жизнь и творчество

О картинах

Термины

Музеи

Литература

Ссылки

Гостевая книга

Вебмастер

Hosted by uCoz