Импрессионизм в сети

 

Музей Сан-Марко, Флоренция

Коридоры и кельи монастыря Сан-Марко, построенные Микелоццо, Фра Анджелико украсил божественными фресками. Украсил на века.

Музеем, посвященным творчеству Фра Анджелико, стал монастырь Сан-Марко, в котором художник провел большую часть своей монашеской жизни. Монастырские стены сохранили для нас не только знаменитые фрески художника - они дают возможность каждому погрузиться в атмосферу далеких лет, попасть в современники Фра Анджелико. Любопытно, что Сан-Марко по сей день является действующим доминиканским монастырем.

sanmarko_1.jpg (31686 bytes)
Фасад построенного в XIII веке монастыря,
превращенного ныне в музей Сан-Марко.

Флорентийский правитель Козимо де Медичи выступил опекуном и покровителем монастыря в 1436 году. До этого монастырь был обителью монахов-сильвестринцев, которых папа Евгений IV обвинил в том, что они живут "в недостойной роскоши и грехе". Потребовалась реформа. Взяв на себя управление доминиканским монастырем, Козимо решил перестроить его. Монастырь располагался в непосредственной близости от дворца и семейной церкви Медичи, поэтому возведение нового монастыря позволяло Козимо создать большой религиозный и культурный центр. И монастырь действительно превратился в XV веке в символ могущества семьи Медичи.

Для строительства нового монастыря и восстановления заброшенной церкви Медичи пригласил лучшего флорентийского архитектора и скульптора Микелоццо ди Бартоломмео. Тот создал классический элегантный ансамбль. Монастырь построен из серого камня - флорентийского "пьетра серена", что в переводе означает "божественный камень". Планировка монастыря традиционна: по центру идет главная галерея, вокруг которой располагаются все остальные помещения. На первом этаже находятся разнообразные службы, а на втором - монашеские кельи, дортуары и библиотека.

sanmarko_2.jpg (27982 bytes)
Интерьер бывшего жилого корпуса

Посетитель музея первым делом попадает в галерею с возведенными вдоль нее изящными арками, установленными на колоннах, которые покоятся на низком парапете. За галереей открывается зеленая лужайка с кипарисовыми деревьями - здесь монахи принимали посетителей. Эта лужайка послужила фоном для одной из самых известных фресок Фра Анджелико - "Распятие с поклоняющимся ему св. Домиником" (ок. 1442). Эта фреска находится напротив входа и бросается в глаза каждому, кто вступил под своды монастыря.

Справа от входа - бывший госпиталь. Теперь здесь собраны многие картины Фра Анджелико, свезенные сюда из различных музеев. Среди них - "Страшный суд", "Снятие с креста", триптих Линайуоли и алтарный образ святого Марка.

sanmarko_3.jpg (40466 bytes)
Эти сцены Рождества Христова написаны Фра Анджелико
на створках шкафа для хранения серебряной утвари

Из галереи дорога ведет в зал общих собраний и трапезную, где висят картины другого жившего в этом же монастыре художника - Фра Бартоломмео (1472-1517), одного из ярких представителей искусства эпохи Высокого Возрождения. В зале общих собраний жившие в монастыре монахи собирались каждое утро. На этих встречах они обсуждали текущие дела, публично каялись, делились опытом молитвы и укрепления веры. Одну из стен этого зала украшает огромная фреска Фра Анджелико "Распятие", где у подножия креста вместе с упоминающимися в Библии апостолом Иоанном, Богородицей и Марией Магдалиной художник изобразил целую группу святых; среди последних мы найдем и Косму и Дамиана - целителей, считавшихся небесными покровителями семьи Медичи. Здесь же можно увидеть образы святого Лоренцо, еще одного покровителя дома Медичи, и святого Марка, покровителя монастыря Сан-Марко. Все эти святые помещены по правую руку Спасителя, то есть там, где, согласно Библии, должны находиться избранные. Это единственная фреска в Сан-Марко, при создании которой художник использовал драгоценный по тем временам синий пигмент - ультрамарин (им написаны ризы Богородицы).

sanmarko_4.jpg (28215 bytes)
Картина Якопо Виньяли (1592-1664) "Товия и ангел"
хранится в музее Сан-Марко

О Козимо Медичи напоминает и двойная (№№ 38 и 39) монашеская келья, его "резиденция" во время посещений монастыря. На одной из ее стен Фра Анджелико написал распятие с поклоняющимися ему святыми Космой, Иоанном Богословом (в честь отца Козимо, Джованни де Медичи) и Петром Мучеником (в честь сына Козимо, Пьетро). На соседней стене находится фреска "Поклонение волхвов" - она, по всей видимости, была написана приблизительно в 1450 году, когда Фра Анджелико работал в Риме. Исследователи полагают, что автором этой пышной фрески, подчеркивающей богатство и могущество семьи Медичи, был Гоццоли (1420-1497).

МИКЕЛОЦЦО

sanmarko_5.jpg (25706 bytes)
Наружная кафедра собора Прато,
совместное творение Микелоццо и Донателло

Микелоццо ди Бартоломмео (1396-1472) - великий скульптор и архитектор, представитель искусства Раннего Возрождения. Он учился у Гиберти и впоследствии работал вместе с ним над знаменитыми вратами баптистерия. Позже Микелоццо сотрудничал с Донателло (ок. 1386-1466). В частности, они вместе создали серию монументальных гробниц. Однако более громкая слава сопутствовала Микелоццо-архитектору. Тесная связь Микелоццо с Козимо де Медичи заставила его отправиться в изгнание, когда его покровитель (в 1433 году) был вынужден бежать в Венецию. Архитектурный талант Микелоццо полностью раскрылся только после его возвращения в родной город. Именно тогда он занимался перестройкой монастыря Сан-Марко, а позже воздвиг для Козимо роскошный дворец Медичи-Риккарди. Помимо Флоренции, Микелоццо работал также на Балканах и на греческом острове Хиос.

По материалам "Художественная галерея. Фра Анджелико", №46, 2005 г.

 

Импрессионизм

Коллекция

Жизнь и творчество

О картинах

Термины

Музеи

Литература

Ссылки

Гостевая книга

Вебмастер

Hosted by uCoz