Импрессионизм в сети

 

Дом-музей В.М.Васнецова, Москва

Многие поздние произведения В.Васнецова можно увидеть в московском Доме-музее его имени. В этом доме, построенном для себя, художник воплотил свой идеал русского жилища.

Работы В.Васнецова хранятся в музейных собраниях Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Кирова, Петрозаводска, Махачкалы, Нижнего Тагила, Перми, Рязани, Саратова, Серпухова, Твери, Челябинска. Наиболее представительно васнецовское собрание московской Третьяковской галереи. Это закономерно – П.Третьяков глубоко понимал и любил творчество художника, еще при своей жизни отведя в галерее для его картин целый зал: его смысловым центром стали в 1898 году знаменитые «Богатыри».

vasnetcov_1.jpg (29431 bytes)
Дом-музей В.М.Васнецова в бывшем 3-м Троицком переулке

С 1986 года в музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея» в качестве отдельного подразделения входит Дом-музей В.М.Васнецова, открытый еще в 1953 году. Он расположен в том самом легендарном тереме, который художник построил себе в 1893-1894 гг. в 3-м Троицком переулке неподалеку от 1-й Мещанской улицы. Эта улица ныне носит название проспекта Мира, а сам переулок переименован в переулок Васнецова.

В начале 1890-х годов слава Васнецова достигла апогея. Он давно мечтал о собственном доме, устроенном по своему разумению, и, вернувшись в 1891 году из Киева в Москву, вскоре приступил к его строительству. Все эскизы и рисунки, касающиеся архитектуры и внутреннего решения дома, художник выполнил сам. В них он в концентрированном виде «сформулировал» идеал русского жилища, положив начало неорусскому стилю в архитектуре – этот стиль причудливо сочетал в себе принципы древнерусского зодчества с элементами модерна. Чуть позже неорусский стиль оказался в большой моде; немало известных зданий в нынешнем центре Москвы являются его образцами. Особенно преуспел в проектировании подобных зданий знаменитый архитектор Ф.Шехтель.

vasnetcov_2.jpg (26933 bytes)
Интерьер Дома-музея В.М.Васнецова

В рамках единого стиля, ориентирующегося на средневековую русскую архитектуру, дом являет собой определенную разностильность, но эта разностильность не разрушает общей цельности и гармонии, она – органична. Так, например, парадная гостиная создана в боярском стиле XVII столетия, а столовая решена как горница жилища зажиточного крестьянина. Сделан дом, разумеется, из дерева; часть стен первого этажа снаружи оштукатурена; сверху возвышается сказочный терем.

Под стать дому и мебель – эксклюзивная, как сказали бы теперь. Ее делали в Строгановских и Абрамцевских столярно-резчицких мастерских по древнерусским образцам, а также по рисункам самого художника в Вятке – последнюю работу выполнил его брат, Аркадий Михайлович.

vasnetcov_3.jpg (31420 bytes)
Хранящаяся в Доме-музее картина Васнецова "Царевна-Несмеяна" (1914-26) входит в "Поэму семи сказок"

Анфилада комнат первого этажа соединяет гостиную и столовую с жилыми комнатами жены и детей. На втором этаже расположена мастерская. Ее масштабы впечатляют: площадь составляет 110 кв. метров, а высота достигает 6 метров.

Половицы этого дома помнят звук шагов многих выдающихся деятелей русской культуры, навещавших Васнецова; среди них – Чехов, Горький, Гиляровский, Шаляпин, Третьяков, Левитан, Нестеров, Серов, Суриков, Репин, Поленов и др.

Васнецов очень любил свой дом; он прожил в нем до самой своей смерти – 32 года! Смерть застала его на лестнице по пути в мастерскую, где он собирался закончить портрет М.Нестерова. В этой мастерской созданы многие замечательные произведения; некоторые из них до сих пор украшают ее стены – в частности, картины из «Поэмы семи сказок». Не обойдена и «богатырская» тема – она звучит в полотнах «Бой Ивана-Царевича с трехглавым змеем» и «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем».

vasnetcov_4.jpg (23827 bytes)
Картина "Нестор-летописец" (1919) является долгим эхом васнецовских росписей Владимирского собора в Киеве.

Всего в Доме-музее хранится около 25 тысяч бесценных экспонатов, имеющих непосредственное отношение к жизни и творчеству художника, - цифра впечатляющая! Память о Васнецове трепетно хранят сотрудники музея. По возможности точно воссоздана обстановка мемориальных комнат: мастерской, гостиной, столовой, светелки. Экспозиция построена так, чтобы посетитель смог как бы наблюдать процесс работы художника над картинами.

Дом-музей Васнецова ведет активную культурную работу, сама его атмосфера способствует этому, становится «магнитной» для художников, поэтом, музыкантов, встречи с которыми регулярно проводятся здесь. В доме нередко звучит музыка – ее Васнецов очень любил, сказав однажды, что лучшие его картины пронизаны ею. В музее всегда много детей. И вообще тех, кому небезразличны судьбы отечественного искусства.

НАБРОСКИ И ЭТЮДЫ

vasnetcov_5.jpg (25510 bytes)
Этот васнецовский этюд к картине "Иван Васильевич Грозный" создан в 1884 году.

Отличительная особенность васнецовского художественного метода – кропотливая подготовительная работа при создании каждой картины. Именно поэтому работа над полотнами растягивалась на годы, даже на десятилетия. Художник не уставал искать единственно верное композиционное решение, точный колорит, нужные размеры. Росли кипы набросков, писались этюды, множились варианты – до тех пор, пока из-под его кисти не появлялось полотно, о котором вскоре начинали громко говорить. В Доме-музее В.М.Васнецова хранится немало имеющих огромную ценность свидетельств этих трудов. Необыкновенно интересно наблюдать, как мастер последовательно приближается к последнему решению, например, картины «Витязь на распутье». Здесь же можно найти наброски и эскизы к знаменитым васнецовским росписям Владимирского собора в Киеве.

По материалам "Художественная галерея. Васнецов", №64, 2005 г.

 

Импрессионизм

Коллекция

Жизнь и творчество

О картинах

Термины

Музеи

Литература

Ссылки

Гостевая книга

Вебмастер

Hosted by uCoz