Импрессионизм в сети

 

Художественно-исторический музей, Вена

Этот музей был построен специально под художественную коллекцию династии Габсбургов. В ней достойно представлено и творчество Питера Брейгеля Старшего.

Питеру Брейгелю Старшему элементарно не хватило времени (его жизнь оказалась очень короткой) для того, чтобы оставить после себя обширное творческое наследие. К слову, его произведения, хранящиеся на родине, можно пересчитать по пальцам. В первую очередь, это связано с тем, что в XVI веке, когда он жил, Нидерланды находились под властью Габсбургов - на их долю и досталось большинство шедевров Брейгеля. Теперь они прописаны в венском Художественно-историческом музее, где размещается художественная коллекция Габсбургов.

Художественно-исторический музей, Вена
Фасад музея.

Представители этой династии - несмотря на постоянные конфликты с местным населением - никогда не относились свысока к культуре Нидерландов. Филипп II был поклонником Босха, а один из его могущественных министров, кардинал де Гранвела, питал настоящую страсть к картинам Брейгеля.

Работы Брейгеля стали лакомым кусочком для ценителей живописи еще при жизни художника. Приобрести их могли лишь самые богатые коллекционеры. Обладателем крупнейшего собрания работ Брейгеля является эрцгерцог Эрнст, правивший Нидерландами с 1593-го по 1595 год. Именно его заботами сформировано, по преимуществу, брейгелевское собрание, хранящееся ныне в Вене. Сменивший эрцгерцога на его посту его брат, Рудольф II (1551-1612), носивший к тому же титул императора Священной Римской империи, тоже любил живопись и активно пополнял габсбургскую коллекцию.

Художественно-исторический музей, Вена
Внутренняя лестница Художественно-исторического музея.

Картины Брейгеля благополучно пребывали в Вене вплоть до начала XIX века, но в 1809 году, после оккупации города наполеоновскими войсками, разделили участь других произведений искусства, свозимых со всей Европы в Париж. После поражения Наполеона Франции пришлось вернуть награбленное законным владельцам. Но за одним исключением. Французский комендант Вены, граф Андреосси, не нашел в себе сил расстаться с одной из этих картин, а именно - с "Жатвой" (1565), принадлежащей к серии "Времена года". Проделав извилистый путь, она, в конце концов, оказалась в Нью-Йорке.

В 1867 году обширные владения Габсбургов получили название Австро-Венгрии. Столице назначили быть в Вене, которая после этого подверглась фундаментальной реконструкции и благоустройству. Было решено демонтировать старую городскую стену и разбить на освободившемся месте величественный бульвар - Рингштрассе. Проект предполагал возведение здесь новых зданий Оперы, университета, ратуши, фондовой биржи и двух музеев - естественно-исторического и художественного.

Художественно-исторический музей, Вена
"Апофеоз Ренессанса",
одна из фресок Михая Мункачи,
украшающая интерьер музея.

Художественно-исторический музей, Вена
Картина Брейгеля "Игры детей" (1560), входящая в состав музея.

Оба музейных здания выстроены в компилятивном стиле. По поводу его художественной ценности велись долгие споры; некоторые архитекторы-модернисты начисто отрицали ее, именуя сам стиль "потемкинским". Как бы то ни было, здание производит сильное впечатление. Художественно-исторический музей - детище известных архитекторов Карла фон Хазенауэра (1833-1894) и Готфрида Семпера (1803-1879) - строили целых 20 лет (с 1871-го по 1891 год). Архитектор Семпер был уроженцем Германии, профессорствовал в Дрезденской академии изобразительных искусств, но покинул Саксонию после революции 1848 года. Участвовал в проектировании павильонов Всемирной выставки 1851 года в Лондоне, затем переехал в Швейцарию и, в конце концов, осел в Вене, где работал в сотрудничестве с Хазенауэром.

Здание Художественно-исторического музея (в имперские времена, завершившиеся с окончанием Первой мировой войны, он назывался еще "Имперским") - одно из лучших его творений. Фасад музея украшен рядом скульптур, символизирующих различные виды искусства; а "звучание" интерьера музея во многом формируется фресками Густава Климта, Ганса Макарта и Михая Мункачи. Экспозиция состоит из пяти основных разделов: живопись, скульптура, прикладное искусство, античное искусство и научное собрание. Ядром музейного собрания, как уже упоминалось, стала богатейшая коллекция произведений искусства Габсбургов. Она состоит из тысяч произведений искусства и включает в себя почти треть всего творческого наследия Брейгеля.

Художественно-исторический музей, Вена
Две фрески Климта, представляющие образы
Древней Греции и Древнего Египта.

ФРЕСКИ КЛИМТА

Интерьер всех имперских зданий на Рингштрассе - в том числе и Художественно-исторического музея - должен был поражать современников своим великолепием. Внутреннее оформление музейных залов первоначально поручили венцу Гансу Макарту (1840-1884). После его безвременной кончины работу продолжили три молодых живописца - Густав Климт (1862-1918) был в их числе. Это имя многое скажет любителям живописи; с ним связывают "золотой век" венского искусства. Начало громкой известности Климта как раз и положили произведения, выполненные художником для Художественно-исторического музея. Его фрески представляют зрителю фигуры, олицетворяющие эпохи развития искусства. Все они выполнены в различной манере, что демонстрирует как виртуозность мастера, так и его равнодушие по отношению к любым условностям.

По материалам "Художественная галерея. Брейгель", №39, 2005 г.

Сайт в Интернет

 

Импрессионизм

Коллекция

Жизнь и творчество

О картинах

Термины

Музеи

Литература

Ссылки

Гостевая книга

Вебмастер

Hosted by uCoz