Импрессионизм в сети

 

Камиль Писсарро

Эпизоды из жизни:
Основатель импрессионизма

Камиль Писсарро: коллекция

Камиль Писсарро в музеях

Камиль Писсарро: биография

Эпизоды из жизни: 1 2

Камиль Писсарро прожил долгую, наполненную трудами жизнь. Его картины ценились только в узком кругу знатоков, и художник с горечью говорил: "Иногда я теряю мужество, видя равнодушие одних и чувствуя глухую неприязнь других..."

Уже в самый ранний период своего творчества (1851-55) Писсарро "сделал ставку" на то, что впоследствии составило одну из важнейших основ его стиля: продуманную композицию и точный рисунок. Путешествуя вместе с Фрицем Мельби по Южной Америке, он писал то, что видел: горы, пальмы, женщин с кладью на голове, погонщиков мулов. Экзотика жарких стран его не привлекала, он не стремился подчеркнуть ее. И впоследствии он, уроженец Антильских островов, всем сердцем привязался к обыденным и неярким пейзажам Франции. Так что можно сказать, что, в каком-то смысле, он прошел путь, противоположный тому, который проделал Гоген.

Весьма показателен для "характеристики" раннего Писсарро и его скорый уход из Школы изящных искусств - в то время заведения еще престижного, но уже начинающего устаревать, коснеть в тесных академических рамках. Еще не зная своей дороги, молодой художник уже прекрасно понимал, какая д орога - не его. Не по дороге ему оказалось и с последователями дюссельдорфской школы, хотя Антуан Мельби, учившийся некоторое время в Дюссельдорфе, и оказал некоторое - не решающее, но довольно серьезное, - влияние на приятеля своего младшего брата. Знакомство с принципами дюссельдорфской школы было для Писсарро, безусловно, полезно. Он научился внимательному отношению к детали, стремлению к продуманности, законченности. Но, однако, вскоре он отказался от следования этим принципам, поняв, что они слишком часто ведут к "пересушиванию" картины, делают ее безжизненной. Куда более прочной и долговременной оказалась "влюбленность" Писсарро в творчество Камиля Коро, что несомненно, говорит о независимости его суждений, ибо живопись Коро в 1850-х годах еще считалась не вполне "благонадежной". Почти сразу же по приезде в Париж молодой художник нанес визит мэтру, чьи полотна, увиденные им на Всемирной выставке, пленили его. Коро отнесся к незванному гостю дружелюбно и сразу же дал ему первый совет: обращать внимание на цвет и валеры.

В 1859 году Писсарро впервые послал свою работу в Салон и - о радость - ее приняли на выставку. В каталоге о ней было сказано: "Писсарро (Камиль), род. на Сен-Тома (датская колония), ученик Антуана Мельби. Вид Монморанси". Дальнейшая история взаимоотношений живописца с официальным Салоном была не столь безоблачной. В 1861 году комиссия отвергла его картины. В 1864 и 1866 годах - приняла (впрочем, "со скрипом"). Салон 1866 года вообще можно назвать довольно удачным для Писсарро: о его полотнах с восхищением отозвался Золя. В статье "Мой Салон" он писал, обращаясь к мастеру: "Спасибо Вам, своим пейзажем Вы принесли мне полчаса отдыха во время моего путешествия по великой пустыне Салона. Я знаю, Вас приняли в Салон с большим трудом, я Вас с этим поздравляю. Вообще, Вы должны знать, что Вы никому не нравитесь, что Вашу картину находят слишком темной. Какого черта Вы так необычайно неосмотрительны, что пишете сильно, крепко и искренне изучаете природу". Слова Золя, однако, ничем не помогли Писсарро. В 1867 году его полотна опять не приняли в Салон, а в 1868 году два его пейзажа появились на выставке лишь благодаря заступничеству Добиньи.

В 1865 году, устав бедствовать в Париже, Писсарро переселяется с семьей в Понтуаз. Здесь, на живописных берегах Уазы, он много работал на пленэре, то пробуя писать в легкой эскизной манере, то, в подражание Гюставу Курбе, накладывая на холст густые мазки краски. Методом проб и ошибок художник искал свой стиль и, в конце концов, нашел его. Теперь он писал свои "пейзажные этюды" от начало и до конца на пленэре, что сообщало им непосредственность. Кроме того, пленэрная живопись требовала отказа от заранее определенного сюжета, - следуя природе, художник поневоле отказывался от традиционного чередования темных и светлых планов в пейзаже.

Решающее значение для Писсарро (а также и для Моне) имела поездка в Англию, где он познакомился с полотнами Тёрнера и Констебла и научился любить туманные английские ландшафты с их богатыми световоздушными эффектами. В Англии же будущие импрессионисты (самого термина "импрессионизм" в 1871 году еще не существовало) познакомились с Полем Дюран-Рюэлем, ставшим их ангелом-хранителем и одновременно злым гением. Двойственность его образа проистекает из существенного, но почему-то почти никем не принимаемого во внимание обстоятельства: Дюран-Рюэль не был меценатом, он был маршаном. Сочувствуя художникам и, по возможности, блюдя их интересы, он в то же время не мог не иметь в виду собственной выгоды. Скорее всего, именно "монополистическая" позиция Дюран-Рюэля задерживала устройство совместной выставки импрессионистов. Она состоялась лишь в 1874 году, хотя уже за несколько лет до этого молодые художники (впрочем, не такие уж молодые: Писсарро в 1870 году исполнилось сорок лет) созрели для того, чтобы представить свои работы публике без посредников в лице торговцев картинами.

В дальнейшем Писсарро участвовал во всех выставках импрессионистов, причем на некоторых из них он представлял не только станковые работы, но и расписанные им веера, пользовавшиеся в то время большей популярностью, нежели его пейзажи, ценимые лишь в узком кругу знатоков - таких же "недостаточных", как и он сам, живописцев. Но, несмотря на постоянные материальные затруднения, Писсарро не терял оптимизма и пробовал свои силы в самых различных жанрах - пастели, гравюре, гуаши. В масляной живописи Писсарро также постоянно искал "новых путей", что нашло свое выражение в кратковременном, но пылком сближении с неоимпрессионистами (так называли в 1880-х годах пуантилистов).

Не прошло мимо нашего героя и общее для импрессионистов увлечение "сериями". "Работать сериями" он начал, если судить по его письмам, еще на рубеже 1870-х - 1880-х годов. Писсарро начинал на пленэре несколько полотен с различными эффектами атмосферы и освещения, а дописывал их в мастерской. Работая таким образом, художник получал возможность показать один и тот же пейзаж в разных ипостасях и тем самым создать наиболее полный и объемный его образ.

К сожалению, изысканное и своеобразное творчество Писсарро было оценено в полной мере, как это часто и бывает, только после его смерти. Теперь его называли и "основателем импрессионизма", и даже "апостолом Писсарро". Если бы хоть малую толику этих похвал мог услышать художник при жизни, то возможно он не произнес бы незадолго до своей кончины горьких слов: "Я вижу, даже друзья еще не скоро нас поймут".

ГОРОДСКИЕ ВИДЫ

Писсарро долгое время считался художником по преимуществу "сельским". К городским видам он обратился лишь в последние годы своей жизни и выслушал немало незаслуженных упреков в том, что оставил деревенские пейзажи ради пейзажей городских. По мнению некоторых критиков и  друзей художника, они удавались ему гораздо менее видов окрестностей Понтуаза и Эраньи. Впрочем, нашлись и те, кто сразу же оценил смелость мастера, сумевшего почувствовать опасность "подражания самому себе", неизбежную при долгом эксплуатировании одних и тех же сюжетов. С пониманием отнесся к "обновленному Писсарро" писатель и художественный критик Гюстав Жеффруа писавший о мастере в 1898 году: "Картины садов, полей, цветущих яблонь, уголков деревни, очаровательное освещение зелени и цветов, и все явления жизни деревни не удовлетворили Писсарро, он захотел передать зрелище городской жизни". То, сколь блестяще ему это удалось, подтверждают картины "Оперный проезд в Париже", "Собор в Дьеппе" и, конечно же, серия "Бульвары".

Камиль Писсарро "Оперный театр в Париже"
"Оперный проезд в Париже" 1898г.
Музей д'Орсэ, Париж.

ПОНТУАЗ

Понтуаз стал, в некотором роде, "колыбелью" Писсарро. В первый раз он приехал сюда в 1865 году и именно здесь начал активно работать на пленэре. Второй "понтуазский период" в творчестве художника относится к 1870-м - началу 1880-х годов. И хотя впоследствии мастер переехал в Эраньи, где также создал немало блестящих работ, именно окрестностям Понтуаза мы должны быть благодарны за то, что они "выпестовали" Писсарро в тонкого и чуткого пейзажиста.  Свеж и сочен его "Малый мост в Понтуазе", 1875, полон неизхяснимой и трепетной печали "Вид Понтуаза", 1873, пленяет своей жизнерадостностью "Деревня близ Понтуаза". Кстати, возможно, именно те самые домики и тот самый косогор, которые мы видим на последней картине, запечатлены и в знаменитых "Красных крышах".

Камиль Писсарро "Малый мост у Понтуаза"
"Малый мост у Понтуаза". 1875г. Национальная галерея Париж

Камиль Писсарро "Эрмитаж в Понтуазе"
"Эрмитаж в Понтуазе". 1868.
Холст, масло, 151.4x200.6 см.
Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк.

ВРЕМЕНА ГОДА

Будучи художником "тонких состояний" природы, Писсарро отдавал предпочтение переходным сезонам - весне и осени с их частыми переменами погоды. Удивительно, что он, уроженец Антильских островов, где контрасты света и тени отчаянно ярки, нашел себя именно в холодноватых, неброских осенне-весенних пейзажах Франции. Чудесно передает он и сумрачность весеннего пасмурного дня в "Пейзаже в Лувесьене", 1870, и влажно-морозную дымку над тронутыми снегом полями в "Эраньи, эффект снега", 1894, и "первоначальное увядание" в поздней картине "Осеннее утро в Эраньи. Облачно", 1901. Пейзажи Писсарро способны более очаровать, нежели восхитить. Природа, изображаемая им, смиренна. Художник показывает ее "в затрапезе", и, однако, в смиренности и затарпезности ее звучит та тихая торжественность, которая так пленяет нас в среднерусском пейзаже.

Камиль Писсарро "Вид Лувесьенна"
"Вид Лувесьенна"

ПОРТРЕТЫ

Писсарро очень редко писал портреты, хотя его работы в этом жанре не менее хороши, чем его пейзажи. Весьма выразителен, например, портрет Сезанна, созданный мэтром приблизительно в 1874 году, в период близкой дружбы двух художников. Немало оставил Писсарро и жанровых картин, где образы простых людей - его соседей по Понтуазу или Эраньи - переданы им с подкупающе-нежной искренностью. Такова, например, "Матушка Жолли" (1874). Но подавляющее большинство среди портретов кисти Писсарро составляют портреты членов его многочисленной семьи, блестящим примером которых является работа "Сын художника", 1893. Мастер был счастлив в кругу своих родных и, в отличие от многих "людей искусства", не тяготился обремененностью многочисленными обязательствами, связанными с положением отца семейства. Конечно, он страдал, что не может обеспечить  своим близким достойного существования, и сетовал на то, что его жена вынуждена прибегать к разного рода уловкам, дабы поддержать видимость благополучия в доме. Сохранилось несколько портретов мадам Писсарро, и на каждом из них она изображена за работой. С какой нежностью пишет художник свою постаревшую подругу, долгие годы делившую с ним и скорби, и радости!

Камиль Писсарро "Крестьянская девушка с чашкой кофе"
"Крестьянская девушка с чашкой кофе". 1881 г.
Холст, масло. 65,3х54,8 см.
Художественный институт, Чикаго.

РИСУНКИ

Рисунки Камиля Писсарро - точно так же, как его гуаши и веера, - остались почему-то за рамками интересов современных исследователей его творчества, хотя именно мастерство рисовальщика позволило Писсарро добиться значительных успехов в жанре гравюры (при жизни художника, впрочем, было издано всего пять его офортов и несколько литографий). Более того, критики часто обвиняли его в "неумении рисовать", снисходительно относясь лишь к его пейзажам и не признавая за ним "права рисовать людей". Эту (по меньшей мере, странную) точку зрения опровергает его рисунок "Женщина под яблоней", ок. 1896, где мастер при помощи очень скромных средств создает полную живости сценку. Конечно же, ему далеко до "блестящей линии" Дега, рисовальщика по преимуществу, но было бы несправедливо упрекать Писсарро в том, что "он не похож на Дега". В его рисунках очаровывает иное - те особые мягкость и плавность, что присущи и живописным его работам. Это легко можно увидеть на примере "Пейзажа с деревьями", 1895-1900.

ПУАНТИЛИЗМ

В 1885 году Писсарро познакомился с Синьяком и Сёра и примкнул к возглавленному Сёра движению неоимпрессионизма (в 1880-х годах те, кого мы знаем сейчас под названием "пуантилисты", именовали себя неоимпрессионистами). Синьяк, впрочем, утверждал позднее, что Писсарро рано или поздно сам пришел бы к неоимпрессионизму, так что знакомство с молодыми пуантилистами явилось лишь своего рода "катализатором". Мастер так же, как и они, стал писать "точкой" - мелкими мазками чистого цвета. У Писсарро, заметим, эти мазки ("атомы" картины) представляли собой скорее запятую, чем точку. Уже вскоре, впрочем, раскрылось различие между пуантилистами и Писсарро. Если первые провозглашали тезис, что искусство должно строиться на научной основе, то наш герой отстаивал творческую свободу ("свободу восприятия") художника. В начале 1890-х годов он вернулся к своей прежней стилистике, хотя и сохранил дружеские отношения с неоимпрессионистами. Прекрасно иллюстрирует пуантилистический период мастера такие картины, как "Сбор яблок в Эраньи-сюр-Эпт", 1888 и "Женщина, развешивающая белье", 1887.

По материалам "Художественная галерея. Писсарро", №111, 2006 г.

 

Импрессионизм

Коллекция

Жизнь и
творчество

О картинах

Термины

Музеи

Литература

Ссылки

Гостевая книга

Вебмастер

Hosted by uCoz