Импрессионизм в сети

 

Пьер Огюст Ренуар
"Юные циркачки в цирке Фернандо"

Пьер Огюст Ренуар: коллекция картин

Огюст Ренуар в домашнем электронном музее
(100 электронных альбомов великих художников,
включая импрессионистов)

Постеры картин Огюста Ренуара

Пьер Огюст Ренуар: жизнь и творчество

Пьер Огюст Ренуар в музеях

Пьер Огюст Ренуар: литература

Пьер Огюст Ренуар "Юные циркачки в цирке Фернандо"
Пьер Огюст Ренуар
"Юные циркачки в цирке Фернандо".
1879 г.
Холст, масло. 130х98 см.
Институт искусств, Чикаго.

Эдгар Дега "Мисс Лола в цирке Фернандо"
Эдгар Дега
"Мисс Лола в цирке Фернандо". 1879 г.
Национальная галерея, Лондон.

 

"В своем творчестве импрессионисты как бы заново открыли сюжеты, связанные с театром и цирком. В XIX веке цирк считался искусством для простонародья с грубыми шутками и вульгарными эффектами. Никому из знаменитых французских худождников в то время и в голову не приходило рисовать цирковые сценки, разве что карикатуристам.

Импрессионисты увидели и почувствовали в цирковых артистах, в их искусстве, в их трюках подлинную жизнь, полную труда и постоянногориска. Пестрый мир арены и кулис, красочный калейдоскоп с вихрнем меняющихся цирковых номеров, где артисты,животные,звуки музыки и одобрительный или возмущенный шум зрительного зала причудливо и разнообразно сочетались с тем, что существовало за сценой и так напоминало жизнь самих художников.

Начав поиски красоты не в отвлеченных академических штудиях и постановках, а в реальном мире, импрессионисты заглянули на эстраду, в варьете, на цирковую арену и вдохновенно показали эту жизнь, обнажив до предела будничный мир актрис и актеров, мир музыки и танца. Этот мир был близок им отверженностьюот так называемого высокого искусства и от респектабельных внешних приличий. Появаляясь на сцене или на арене, артист должен сразу привлечь к себе внимание публики, также впрочем, как и художник, выставляющий свои картины на выставке. У артиста это может быть экстравагантный костюм, его особенная манера держать себя на публике, а также облик сопровождающих его номер животных, различных предметов и аксессуаров. Эта подчеркнутая гротескность номер и самого внешнего облика артиста, его действия на арене, его трюки и привлекли внимание художников. Дега, Ренуар, Тулуз-Лотрек, Сера каждый по своему запечатлели этот красочный, необычный мир цирка Фернандо в Париже.

"Мисс Лола в цирке Фернандо" Дега и "Юные циркачки в цирке Фернандо" Ренуара написаны в один и тот же 1879 год, а картина "В цирке Фернандо. Инспектор манежа" Тулуз-Лотрека написана почти десять лет спустя в 1888 году.

Тулуз-Лотрек в своей картине саркастично, почти с издевкой представил цирковую сцену. Но не время, прошедшее десятилетие, ожесточило душу Лотрека. Он просто видел жестокость отношений, скрытую сияющими огнями и блеском арены, которые существовали как между артистами, так и отношением публики к ним. На его картине широкие дуги обрисовывают часть арены и места зрителей, а по внутренней кромке мчится лошадь с хрупкой, но цепкой артисткой. Ее профиль и рыжие волосы ясно видны на фоне бортика ложи, а голова повернута к дрессировщику, подгоняющему лошадь. Его фигура - фигура инспектора манежа - занимает почти всю правую часть картины и является не только смысловым, но и композиционным центром, который совмещен с центром арены, но не является центром самого холста. Лотрек как бы вырезал сегмент круга, кривые линии сплющил в эллипсы и дал возможность зрителям увидеть кусок цирковой сцены как бы в бинокль, где все, что расположено близко, - очень увеличено в размерах, а дальний план - значительно уменьшен. Этот оптический фокус художника совпадает с природой фокусов на самой цирковой арене, а срезанные рамой фигурки клоунов только усиливают необычность, графическую заостренность и почти карикатурную обрисовку персонажей.

Так увидеть цирк помог Тулуз-Лотреку Эдгар Дега. Почти десять лет назад он написал "Мисс Лолу в цирке Фернандо" и создал по тем временам совершенно необычную композицию. Он изобразил часть купола над цирковой ареной и головокружительный трюк: мисс Лола,зажав в зубах мундштук, закрепленный на тросе, без всякой страховки и не касаясь руками этого троса, повисла под самым куполом. Ее фигурку мы видим снизу, так же как и зрители в самом цирке, - собранную, с напряженно скрещенными ногами и раскрытыми для баланса, как крылья у птиц, руками. В такие минуты зрители, затаив дыхание от страха, следят за поистине смертельным трюком. Дега создает напряженную композицию, выбрав в качестве сюжета острую ситуацию, а Лотрек, через десяток лет, наоборот, обычную ситуацию передает острыми, необычными художественными средствами, доведя всю сцену почти до карикатуры, как это раньше делал О.Домье.

Совсем по-другому пишет тот же цирк Фернандо Ренуар. На его картине такой же сектор арены, что и на картине Лотрека. За бортиком, отделяющим арену от первого ряда кресел, еле различимы фигуры зрителей, а всю картину, ее основной колорит составляет желтый цвет песка на манеже. И на этом фоне - портрет двух очаровательных девушек - гимнасток или жонглеров. Рассыпанные на аренеи собранные одной из нихоранжевые шары одни исследователи принимают за апельсины, брошенные в подарок зрителями, а другие - за мячики, которыми девушки жонглировали, хотя сам Ренуар в воспоминаниях Воллара говорит об апельсинах.

Картины Дега и Лотрека рассчитаны на взрыв эмоций у зрителей, или следящих за головокружительным номером на работе Дега, или ощущающих сложные психологические отношения между самими артистами на арене - у Лотрека. Ничего подобного нет на картине Ренуара. Девушки закончили свой номер. Нет никакого напряжения в их позах и жестах, они спокойно обернулись к зрителям и принимают знаки их внимания. Цвета, сильные и сочные, особенно активный желтый цвет арены, который служит фоном портретов двух циркачек, их розовые трико, канареечного цвета ленты на головах, перехватившие их густые и длинные каштановые волосы, кажутся почти кричащими. Однако, хотя все изображено очень ярко и светло, карски тонко согласованы и сгармонированы между собой, так что ни один сильный цветовой аккорд не выпадает из общего колорита и не режет глаз своей усиленной напряженностью.

Атмосфера этой картины, которую можно считать групповым портретом девушек в цирковом интерьере, спокойна и празднична. Эта картина была приобретена у Дюран-Рюэля в 1892 году страстной собирательницей импрессионистов, дамой из высшего света Чикаго Бертой Поттер-Палмер, которая так любила ее, что возила картину повсюду с собой, в Европу и по Америке, и размещала ее в тех домах и отелях, где жила, несмотря на ее сравнительно большие размеры: 131,5х99,5 см. По случайному стечению обстоятельств в 20-е годы и картина Ренуара и картина Тулуз-Лотрека оказались в одном собрании Института искусств в Чикаго.

Дега и Лотрек увидели в цирке Фернандо смелость трюков и психологическую остроту. Ренуар написал свои модели - дочерей хозяина цирка Фернандо Вартенберга, Франческу и Анжелику, милыми девушками, которые чудесно обозначили праздничность и красоту циркового представления, дающего людям отдых и радость. Ренуар, в отличие от Дега и Лотрека, увидел и представил нам совсем другой мир цирка."

По материалам из книги М.С.Лебедянский "Портреты Ренуара". - М.: Изобразительное искусство, 1998. - 176 с.: ил.

 

Импрессионизм

Коллекция

Жизнь и
творчество

О картинах

Термины

Музеи

Литература

Ссылки

Гостевая книга

Вебмастер

Hosted by uCoz