Импрессионизм в сети

 

Поль Сезанн

"Пьеро и Арлекин"

Поль Сезанн: коллекция картин

Поль Сезанн в домашнем электронном музее
(100 электронных альбомов великих художников,
включая импрессионистов)

Постеры картин Поля Сезанна

Поль Сезанн: жизнь и творчество

Поль Сезанн в музеях

Поль Сезанн: литература

Поль Сезанн "Пьеро и Арлекин" "Пьеро и Арлекин". 1888 г.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
 

"...Помимо пейзажа и натюрморта, Сезанна всегда занимало изображение человеческой фигуры. Примечательна в этом отношении работа, принадлежащая Музею изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, - "Пьеро и Арлекин".

В конце 1880-х годов коллекционер В.Шоке задумал украсить купленный им особняк живописными панно. Он обратился с заказом к Сезанну, однако тот, сделав пару эскизов, продолжать работу не стал и, вероятно, единственной памятью о замысле Шоке осталась картина "Пьеро и Арлекин". Ее персонажи - слуги-шуты из итальянской комедии дель арте. Картина Сезанна имеет еще одно название: "Масленица". Однако, хотя Арлекина Сезанн писал со своего шестнадцатилетнего сына Поля, а для Пьеро позировал знакомый молодой человек, картина отнюдь не напоминает домашний маскарад, в ней нет и следа той интимности, с какой спустя десятилетия Пикассо напишет своего крошку сына в костюме Пьеро и в костюме Арлекина.

Художник смотрит на своих героев, если определить его точку зрения в пространстве, слева и немного сверху. И туда же, влево, устремлен озорной взгляд скошенных глаз Арлекина. Он движется легкой скользящей поступью, передать которую художнику стоило немалых трудов. В других собраниях есть несколько картин Сезанна, датированных 1888-1890 годами, изображающих одного только Арлекина, идущего навстречу зрителю. Но именно в московской картине, благодаря контрасту с фигурой приостановившегося Пьеро и общему композиционному и цветовому решению, Арлекин действительно выходит из-под распахнувшегося занавеса прямо к зрителю. Его движение подчеркнуто линиями, идущими из глубины картины, - края стены, занавеси, тросточки у него под мышкой. Ступни Арлекина в узких черных туфлях поставлены одна за другой, край туфельки упирается прямо в нижнюю часть рамы, причем можно заметить складку, идущую в нижней части холста, которая свидетельствует, что холст был отогнут ради того, чтобы изменить первоначальный формат картины.

Маскарадные одежды Пьеро и Арлекина увлекли художника своей контрастной выразительностью: круглые поля шляпы, гофрированный воротник, подол и широкий рукав согнутой руки Пьеро вводят в картину очертания кругов и овалов. Складки свисающего просторного балахона Пьеро отмечают четкую вертикаль фигуры. С той же тщательностью Сезанн укладывал и выписывал складки белой салфетки в натюрмортах, о них же напоминает и цветастый рисунок ткани занавеси. Плотная живописная поверхность картины по-разному проработана кистью. Белый наряд Пьеро написан матово-рыхлым. Трико Арлекина, где в черный цвет ромбом добавлен синий, переливается и сверкает. Пол написан голубоватыми, розоватыми, коричневатыми оттенками, причем многие квадратики мазков легли на холст в виде ромбов, подчеркивая направленность вглубь, "к центральной точке", как писал Сезанн Бернару.

В отличие от плотной живописи всей картины, лица юношей написаны более жидкой краской, художник слегка касался кистью холста, чтобы передать румяные и свежие лица обоих персонажей. Некоторые исследователи творчества художника предполагают, что в картине содержится намек на дружеские отношения юных лет Золя и Сезанна и в ней будто бы дан ответ автору "Творчества", представившему Сезанна под именем Клода Лантье. Другие считают, что здесь воплотилась любовь художника к сыну, вера в то, что он, отличающийся от отца открытым, жизнерадостным характером, смело вступит в жизнь.

Вряд ли можно говорить об определенном зашифрованном подтексте "Пьеро и Арлекина". В худождественно-поэтической традиции это - образы людей искусства вообще, тех, кто живет не только в реальной жизни, но и в вечном карнавале красок, линий и звуков. Впервые картина Сезанна предстала перед публикой в 1899 году, когда после смерти Шоке распродавалось его собрание. Она была куплена крупнейшим торговцем произведений искусства Дюран-Рюэлем. В 1904 году на ретроспективной выставке Сезанна в Осеннем салоне в Париже картина произвела большое впечатление на многих художников. После этого она была приобретена С.И.Щукиным и впоследствии оказала влияние на русских художников.

Некоторые исследователи связывают картину "Масленица" с композициями Сезанна, изображающими игроков в карты. Оставляя в стороне обсуждение возможных подсознательных истоков обращения художника к этим композициям, отметим, что все пять вариантов "Игроков в карты" отличаются от московского шедевра тем, что запечатленные в них персонажи остаются глубоко погруженными в свою игру и не раскрываются так непосредственно, как Пьеро и Арлекин, выходящие к зрителю.

По материалам книги:
А.Перрюшо "Жизнь Сезанна" и послесловия К.Богемской. -  М.: "Радуга", 1991. - 351 с.
Книга на ОЗОНе

***

Это полотно совершенно не типично для зрелого Сезанна, который, как казалось, оставил в прошлом и романтические образы, и "игровые" сюжеты. И тем не менее, в конце 1880-х годов он написал несколько картин, изображающих фигуры в ярких карнавальных костюмах. Эти картины явились откликом на юношескую страсть сына, увлекшегося любительским театром. Чаще всего на "театральных" картинах Сезанна присутствует лишь один персонаж ("Арлекин"); это полотно - ислючение из правил. Арлекин на нем списан с сына Сезанна, а Пьеро - с его приятеля Луи Гийома. Судя по многочисленным подготовительным наброскам и этюдам, сделанным карандашом, акварелью и маслом, картина имела для Сезанна большое значение.

Карнавал цвета
Поль Сезанн "Пьеро и Арлекин"

Поль Сезанн "Пьеро и Арлекин"

1. Белоснежный костюм Пьеро дает Сезанну возможность проявить свое мастерство рисовальщика. Складки на белой ткани написаны оттенками зеленого и серого.

 

Поль Сезанн "Пьеро и Арлекин"

2. Костюм Арлекина украшен контрастным узором, состоящим из чередующихся красных и черных ромбов и создающим удивительно сильный эффект.

 

Поль Сезанн "Пьеро и Арлекин"

3. Тяжелые портьеры отличаются густым насыщенным цветом, помогающим проявить грубоватую фактуру и тяжесть ткани.

 

 

Поль Сезанн "Пьеро и Арлекин"

4. Стена позади двух персонажей тонко написана оттенками зеленого и находится в эффектном контрасте с насыщенным цветом их костюмов.

 

По материалам: "Художественная галерея. Сезанн", №8, 2004 г.

 

Импрессионизм

Коллекция

Жизнь и
творчество

О картинах

Термины

Музеи

Литература

Ссылки

Гостевая книга

Вебмастер

Hosted by uCoz