Импрессионизм в сети

 

Джозеф Тёрнер

Эпизоды из жизни:
В погоне за впечатлениями

Джозеф Тёрнер: коллекция

Джозеф Тёрнер в домашнем электронном музее
(100 электронных альбомов великих художников)

Постеры картин Джозефа Тёрнера

Джозеф Тёрнер в музеях

Джозеф Тёрнер: биография

Эпизоды из жизни: 1 2

Тёрнер родился в Лондоне и еще в детстве полюбил рисовать берега Темзы. Повзрослев, он отправился путешествовать в поисках новых впечатлений. И он их получил, став величайшим пейзажистом.

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер родился 23 апреля 1775 года в семье цирюльника в самой гуще центральных улочек Лондона. Детство художника, по всей видимости, было омрачено душевным расстройством матери, склонной к неожиданным и неконтролируемым приступам гнева. В конце концов, ее поместили в лечебницу для умалишенных, где она скончалась в 1804 году. В бумагах и письмах Тёрнер не упомянул о матери ни разу за всю свою жизнь.

Уже в детстве мальчик проявил большие способности к рисованию. Он целыми днями пропадал возле Темзы, без конца рисуя саму реку и ее берега. Таким образом, главную тему своего творчества (пейзаж) художник нашел еще в отрочестве.

В 1785 году Тёрнера отдали учиться в школу в Брентфорде. Приблизительно к этому времени относятся самые ранние из дошедших до нас набросков и рисунков художника. Первая подписанная им акварель (с видом Оксфорда) датирована 1787 годом, а три года спустя акварель Тёрнера (с видом дворца Ламбетт) была выставлена в Королевской академии. К этому первому успеху Тёрнер пришел уже не дилетантом, успев поучиться у архитектора Томаса Хардвика и у тонкого художника-акварелиста Томаса Мелтона.

В 1790 году четырнадцатилетнему Тёрнеру разрешили свободное посещение в Королевской академии. Плату за эти посещения юноша вносил сам, подрабатывая в так называемой "школе Монро", где он делал копии с акварелей известных художников.

Уже в юности Тёрнер понял, что, при всей его любви к Темзе, одной этой реки мало для создания полноценного художественного мира. Настало время отправляться за новыми впечатлениями. Поначалу художник ограничивался своей родной страной. В 1792, 1795 и 1798 годах он бродил по горным районам Уэльса; в 1794 году осваивал центральные графства Англии, а в 1797 году работал в северной Англии. Сохранившиеся дневниковые записи свидетельствуют о том, что, помимо красивых пейзажей, путешественника интересовали история и современное состояние дел в каждом из перечисленных регионов. То есть он не ограничивал себя лишь художественными задачами, платя дань высокому любопытству, свойственному вообще всем творческим натурам.

В 1790-е годы определились два основных приоритета Тёрнера- художника. Работал он преимущественно в акварельной технике. Многие акварели были написаны им на заказ, о чем говорят записи, сделанные на обратной их стороне. Тёрнер хорошо знал, какие именно пейзажи пользуются наибольшим спросом и в соответствии с этим планировал свои путешествия.

Второй приоритет - гравюры. Именно в виде гравюры была опубликована в 1794 году одна из акварелей художника. Подобные произведения были тогда в большой моде. Тёрнер трезво оценил все достоинства и выгоды, которые сулил ему этот жанр. Вскоре гравюры с его картин стали появляться в иллюстрированных журналах, а с начала нового века - и в виде книг.

Все это позволило художнику очень быстро обрести материальную независимость. В 1799 году он покинул родной дом и снял хорошую квартиру на Харлей-стрит. Вероятнее всего, переезд Тёрнера в фешенебельный район был связан с романом, начавшимся у него с Сарой Денби. Он дружил с ее мужем, композитором Джоном Денби, а после его преждевременной смерти, последовавшей в 1798 году, взял на себя заботы о вдове и детях. Эти заботы и переросли в роман. В 1800 году Сара родила художнику дочь, в 1806 году - еще одну.

В эти годы Тёрнер по-прежнему много путешествовал. В 1802 году он проехал Францию и Швейцарию. Это путешествие оплатили богатые меценаты. Их щедрость позволила художнику впервые путешествовать с комфортом. Он купил карету, нанял слугу- швейцарца и прямиком направился в Альпы. Здесь он с увлечением писал, сделав более 400 рисунков и этюдов. На обратном пути Тёрнер остановился в Париже, чтобы осмотреть награбленные Наполеоном по всей Европе картины и статуи, выставленные тогда в Лувре.

Примечательно, что его наибольшее внимание привлекли здесь вовсе не пейзажи, а исторические и мифологические работы старых мастеров. Это было связано с серьезной ревизией собственной художественной техники. Акварели, которыми Тёрнер занимался, приносили ему неплохой доход, но ценились гораздо ниже, чем картины, написанные маслом. Экспериментировать с масляными красками Тёрнер начал еще в 1793 году, хотя до 1797 года эти опыты публике не показывал.

Эти дерзания вскоре оправдали себя. В 1799 году Тёрнера избрали кандидатом в члены, а через три года - действительным членом Королевской академии (для сравнения - его современник, Джон Констебль, взял этот рубеж лишь в сорокалетнем возрасте). Кроме того, его пригласили войти в состав выставочного комитета, отбиравшего картины для ежегодных выставок. Тогда же художник был утвержден в должности профессора. Студентам он преподавал перспективу. Впрочем этот род деятельности оказался для Тёрнера не слишком успешным. При всей серьезности его подхода к преподаванию, он не обладал педагогическим даром. Один из студентов Тёрнера отмечал, что "его лекции трудно понять из-за крайней неразборчивости речи. Свои советы он излагает настолько туманно и загадочно, что разобраться в них совершенно невозможно".

Между тем благосостояние художника росло, что было лучшим признаком его растущей популярности. Он купил сад и пристройки, прилегающие к его дому на Харлей-стрит. В 1804 году новый хозяин превратил эти пристройки в частную галерею, где выставлял собственные работы. Помимо этого, он купил земельный участок в престижном лондонском пригороде, где построил еще один дом (по собственному проекту).

Финансовое благополучие позволяло Тёрнеру без труда утолять собственную страсть к "перемене мест". В 1817 году он посетил Бельгию и Рейнскую область, а спустя два года впервые отправился в Италию. Тёрнер полагал, что каждый уважающий себя художник обязан своими глазами увидеть родину античного искусства и Ренессанса. Он был очерован видами Венеции и Неаполитанского залива и сделал массу "архитектурных" зарисовок в Риме.

Эта первая поездка в Италию существенно повлияла на манеру Тёрнера. Именно тогда он понял, что главным элементом его картин должен стать свет. В Италию он возвращался еще не раз, не забывая при этом и о других европейских странах. Стоит отметить его поездку 1833 года, когда художник посетил Дрезден, Берлин, Прагу и Вену.

По-прежнему Тёрнер много перемещался и по родной Англии. Был при этом внимателен и приветлив. Многие необычные события той поры запечатлены на его полотнах. Так, в октябре 1834 года Тёрнер оказался в Лондоне во время знаменитого пожара, охватившего здание Парламента. Услышав о пожаре, он тут же нанял лодку, выехал на ней на середину Темзы и сделал несколько набросков для своей будущей картины.

Поворотным пунктом в личной жизни Тёрнера стал 1829 год, когда в возрасте 85 лет скончался его отец, с которым он был необыкновенно близок. И без того малообщительный по натуре, художник после этого совершенно замкнулся в себе. Из-за крайней скрытности последние годы его жизни стали тайной для всех. Кое-что известно лишь о его последнем романе с некоей миссис Софией Бут. Тёрнер познакомился с ней в 1829 году. В 1833 году София овдовела, после чего вместе с Тёрнером поселилась в маленьком коттедже в Челси. Они не вступали в брак; более того, София ни разу не переступила порог городского дома Тёрнера. Любопытно, что, живя с Софией в Челси, художник всегда представлялся как "мистер Бут".

Его смерть оказалась мирной. Тёрнер тихо скончался в своем доме на руках у Софии 19 декабря 1851 года, в возрасте 76 лет. Его торжественно похоронили в крипте собора святого Павла в Лондоне.

По материалам "Художественная галерея. Тёрнер", №19, 2005 г.

 

Импрессионизм

Коллекция

Жизнь и
творчество

О картинах

Термины

Музеи

Литература

Ссылки

Гостевая книга

Вебмастер

Hosted by uCoz