Во
времена Тёрнера Англию охватила настоящая
железнодорожная лихорадка. Художники, чуткие по
отношению к современности, выразили ее на своих
полотнах. Впрочем, и на этом фоне Тёрнер стоит
особняком. Другие воспевали красоту машины,
стараясь как можно тщательнее выписать ее
детали, - Тёрнер же сумел избежать этого
искушения. Единственная цель, которую он
преследует, - передать ощущение скорости. Поезд,
подобный темному и яростному зверю, мчится у него
по новому мосту, построенному в 1837-39 годах. Пейзаж
позади него скрывается в дымке, а в нижней части
картины мы видим крошечную лодку и пахаря -
они,изображенные очень статично, символизируют
уходящую медлительную эпоху. На берегу реки
написаны призрачные фигуры людей,
загипнотизированных видом поезда. Эта картина
Тёрнера приводила в восторг начинающих
импрессионистов.
Образы скорости
|
1.
Фигура пахаря была введена Тёрнером для
того, чтобы обыграть образ поезда. В то время
существовать популярный сельский танец, который
назывался "Скорость и Плуг", поэтому намек
художника был хорошо понятен его современникам. |
|
2.
Три пятна белой краски над паровозом
изображают облака пара. Он еще не успел
рассеяться, и это указывает на то, насколько
быстро мчится поезд. |
|
3.
Сверкающая сфера паровоза - самая яркая
деталь картины. Она является графическим
символом сверхмощи новой машины.
|
|
4.
Заяц всегда считался символом скорости. Но
заяц, изображенный на этом полотне, явно
проигрывает мчащемуся поезду. |
По материалам
"Художественная галерея. Тёрнер". №19, 2004.
|