На
фоне пламенеющего закатного неба мы видим
ветерана Трафальгарской битвы, боевой корабль
"Отважный". Паровой буксир тянет старое
судно по Темзе в док, где оно будет превращено в
лом. Это полотно, выставленное в Королевской
академии в 1839 году, сразу же было объявлено
"самой изумительной работой величайшего
мастера нашей эпохи". Тёрнер очень любил эту
картину, называл ее "моя дорогая" и
отказывался продавать.
Вряд ли она написана
художником с натуры. Поэтический и грустный
образ старого корабля, отправившегося в свой
последний путь, скорее всего, рожден фантазией
художника. Этот образ был для стареющего
художника не только щемящим сердце символом
уходящей эпохи парусников, но и напоминанием о
бренности земного бытия вообще.
Воссоздаем работу
Тёрнера
Во второй половине своей
жизни Тёрнер был увлечен исследованием эффектов
цвета и освещения. Прежде всего, он интересовался
закатами и восходами, когда эти эффекты
проявляются наиболее удивительно. На полотне
"Последний рейс корабля "Отважный" закат
занимает всю верхнюю часть картины, придавая
ей элегическое звучание.
Самый невесомый элемент
холста - свет - обладает здесь наибольшей
физической плотностью. Тёрнер использовал
иногда мастихин, но в этой работе желтые и
красные тона облаков нанесены в технике импасто
с помощью кисти. Кобальтово-синее небо на
горизонте художник для достижения максимального
контраста написал жидким слоем разведенной
масляной краски.
Увлеченность Тёрнера желтым
светом стала легендарной. Он был одним из первых
художников, начавших использовать
лимонно-желтую, не выцветающую со временем
краску. Другим цветом, которым Тёрнер писал
закат, был йодистый алый (известный как краплак).
Этот пигмент, полученный в 1812 году знаменитым
химиком Хамфри Дэви, отличается меньшей
стойкостью. Розовые тона, полученные с его
помощью, давно потеряли свои блеск и плотность.
Горизонтальные полосы темно-красных тонов
написаны более традиционной киноварью.
1. "ОСТРОВКИ ЦВЕТА"
Нашего художника привлек к
себе блистательно написанный Тёрнером закат и
его отражение в воде. Начал наш художник
традиционно - с предварительного рисунка, где
отметил точное положение "островков цвета",
которые следует намертво "прикрепить". Для
наложения основы он взял приблизительные цвета -
преобладала здесь лимонная желтая краска; также
использовались титановые белила и синий кобальт.
В финале работы полосы яркого кроваво-красного
цвета будут написаны киноварью, но на этом этапе
наш художник брал жженую сиену, чтобы
подчеркнуть (а на самом деле, преувеличить)
темноту этих участков, что позволит без труда
сохранить точное положение полос киновари.
2. ПАТИНА
Далее наше художник
приступил к объединению неба, воды и ряда деталей
в единое целое. Синеватый горизонт написан
различными оттенками синего кобальта,
смешанного с белилами, а темные предметы,
расположенные на берегу и на глади реки, - жженой
умброй. Палитра, использованная для создания
заката и его отражения в воде, оставлена
оригинальной. Наш художник наносил на холст слой
за слоем в целях получения патины, которая станет
самой большой проблемой для него в финале работы.
3. В ТЕХНИКЕ ИМПАСТО
Окончательные красные тона
заката получены с помощью киновари и краплака
(краплак дает более мягкий оттенок красного, чем
обычно используемая в таких случаях винзорская
красная краска). Чтобы повторить непревзойденный
закат Тёрнера, исполненный в технике импасто,
нашему художнику пришлось изрядно потрудиться.
Свои зрительные эффекты Тёрнер создавал за счет
того, что самыми массивными слоями он писал
светлые тона, - наш художник попытался повторить
этот прием, работая над солнцем. По контрасту с
солнцем, затянутый дымкой горизонт написан
легко; он плавно сливается с небом и водой.
Поэтическая
вольность
|
1.
Лунный серп
Солнце еще не село, но луна уже взошла.
Некоторые критики интерпретируют лунный серп
как символ наступления новой эры паровых судов, в
то время как садящееся солнце, по их мнению,
символизирует закат эры парусников. |
|
2.
Наполненный ветром парус
Написанный несколькими легкими мазками
парус, наполненный ветром, напоминает о днях
былой славы "Отважного".
|
|
3.
Силуэт "Отважного"
Потерявший былую мощь "Отважный"
выглядит бледной тенью самого себя, кораблем-призраком.
В действительности борта корабля были окрашены в
черный и желтый цвета, но Тёрнер сделал его
силуэт бледно-палевым, укутанным серой дымкой.
Сквозь нее смутно проступают отдельные детали,
написанные в прозрачных золотисто-коричневых
тонах. |
|
4.
Символический закат
Скорее всего, корабль буксировали по Темзе
днем, но Тёрнер пишет на картине именно закат,
создающий элегическое настроение и
символизирующий конец и смерть. Современник
Тёрнера отмечал: "Пылающий горизонт
поэтически намекает на то, что солнце "Отважного"
закатывается во славе". |
|
5.
Сознательная ошибка
Корабль тянули на двух канатах, однако Тёрнер
решил, что один канат, связывающий судно и буксир
четкой прямой линией, будет производить более
сильное впечатление. Столь же сознательно
художник поменял местами мачту и дымовую трубу
буксира; это позволило ему удлинить шлейф дыма,
закрыв им то место, где некогда на "Отважном"
развевался британский флаг. Преднамеренную
ошибку художника "исправил" на гравюре,
сделанной с этой картины, Дж.Т.Уилмор, чем сильно
рассердил Тёрнера. |
|
6.
Зловещий бакен
Темные очертания бакена и его отражение в воде
резко контрастируют с льющимся рядом бледным
солнечным светом. Бакен расположен на холсте по
диагонали, совпадающей с направлением
последнего рейса корабля "Отважный". |
По материалам
"Художественная галерея. Тёрнер". №19, 2004.
|