Импрессионизм в сети

 

Винсент Ван Гог

Эпизоды из жизни:
Неистовая деятельность

Винсент Ван Гог: коллекция

Винсент Ван Гог в домашнем электронном музее
(100 электронных альбомов великих художников,
включая импрессионистов)

Постеры картин Винсента Ван Гога

Винсент Ван Гог в музеях

Винсент Ван Гог: литература

Винсент Ван Гог: биография

Эпизоды из жизни: 1 2 3 4 5 6 7 8

Ни один выдающийся художник не сумел написать так много за столь короткое время, как Ван Гог. Карьера художника продолжалась всего десять лет, однако он успел оставить нам около 800 своих картин и бесчисленное количество рисунков. Это кажется тем более удивительным, если вспомнить, что первую половину и без того короткого срока, отпущенного Ван Гогу судьбой, он провел в творческих поисках и лишь в последние пять лет жизни начал писать на самом деле выдающиеся картины. Большинство его гениальных работ создано именно в последние два-три года жизни - подобного ни до, ни после Ван Гога история живописи не знала.

РАННИЕ СТРАНСТВИЯ

Когда в 1880 году Ван Гог только начинал свой творческий путь, он намеревался стать сельским художником, пишущим жизнь самых обычных людей. В то время это направление в искусстве было модным, а одним из наиболее ярких его представителей можно считать французского художника Жана-Франсуа Милле, умершего в 1875 году.

Работы Милле были хорошо известны Ван Гогу по гравюрам (многие из них прошли через его руки, когда он работал в фирме, торгующей произведениями искусства). В самом начале своей творческой деятельности художник прошел пешком около 80 км от Боринажа до Курьера, деревушки на севере Франции, чтобы посетить Жюля Бретона, одного из наиболее известных последователей Милле.
Однако при встрече Ван Гог был разочарован тем, что Бретон, изображающий сцены тяжелого крестьянского труда, сам живет в достатке и комфорте. Такое отношение было характерно для Ван Гога, всего писавшего свои картины кровью сердца. Хотя Винсент иногда занимался копированием работ других художников, что составляло часть его учебы, сам он всегда стремился к тому, чтобы отражать на полотне реальную жизнь без прикрас, такой, какой она представала перед его глазами. Его никогда не интересовали вымышленные сюжеты. В 1885 году он писал: "Изображать крестьянскую жизнь - трудная задача, но я не прощу себе, если не попытаюсь сделать так, чтобы мои картины заставляли зрителя всерьез задуматься". Действительно, до переезда художника в Париж в 1886 году основными персонажами его картин, написанных во время "голландского периода", были крестьяне и ткачи, он воспроизводил сельские сценки и ландшафты.

Иногда Ван Гог платил немного денег местным жителям, приходившим позировать для его картин, и всегда был огорчен тем, что крестьяне надевают для этого свои лучшие выходные платья, в то время как ему хотелось запечатлеть их такими, какими они были в повседневной жизни, "в рубищах и заплатах". Чтобы персонажи его картин выглядели более естественно, он даже собирал старую одежду, в которой обычно ходили крестьяне, рыбаки и другой рабочий люд.

ЗАПЕЧАТЛЕННАЯ ЖИЗНЬ

Вершиной в передаче Ван Гогом реальной повседневной жизни стала его картина "Едоки картофеля", написанная в 1885 году, о которой он писал своему брату Тео: "Я хотел подчеркнуть, что эти люди, сидящие за убогим столом при свете керосиновой лампы, вырастили картофель своими руками, теми самыми, которыми они берут его сейчас из блюда, и тяжелым трудом честно заработали свое пропитание". В противовес художникам, идеализировавшим сельскую жизнь, например тому же Бретону, Ван Гог создает мрачное полотно, воссоздавая неприглядный, но удивительно мощный образ нищеты - которая была так хорошо знакома художнику на протяжении всей его жизни.

СМЕНА СТИЛЯ

После переезда в Париж в марте 1886 года стиль Ван Гога начинает стремительно меняться. В это время брат художника, Тео, был увлечен живописью импрессионистов, и после знакомства с их работами Винсент сам начал иначе использовать цвет и свет в своих картинах.

Некоторое время он увлекался также пуантилизмом, стилем, выработанным Жоржем Сёра и его последователями. Суть их творческого метода состояла в нанесении на холст отдельных мелких точек чистого цвета. Если рассматривать такую картину на расстоянии, эти точки смешивались, при этом цветовое ощущение оказывалось совершенно иным, чем если бы краски были смешаны на самом холсте.

Ван Гог быстро овладел импрессионистской техникой письма, но он все же тяготел к выдавленным на холст непосредственно из тюбика чистым краскам.

Однако, вместо того чтобы использовать точки, Ван Гог вырабатывает свою собственную манеру накладывать краску на холст густыми ритмичными мазками.

ЖИВЫЕ ЦВЕТА

После переезда в Париж Ван Гог не только сменил цветовую гамму, которой он пользовался, живя в Голландии, но и значительно расширил круг своих сюжетов. Они включали в себя серии портретов и картин, изображающих цветы.

Винсент черпал свое вдохновение не только в идеях импрессионизма, но и в японской гравюре, что помогало ему уйти от натурализма к более экспрессивной и четкой манере. На самом деле, именно любовь к японской живописи заставила Ван Гога перебраться в 1888 году в Арль, поскольку он считал, что солнечный юг Франции гораздо больше напоминает Японию, чем те холодные северные земли, где он жил до этого.

Хотя в последние два года жизни болезнь почти не оставляла ему времени для работы, именно за этот короткий период Ван Гог успел создать почти половину всех дошедших до нас полотен. Иногда он был способен писать по одной новой картине в день на протяжении нескольких недель. Именно в это время его цвет стал более смелым, а манера - более свободной и энергичной, помогающей художнику передать на холсте обуревающие его чувства. "Вместо того, чтобы пытаться точно воспроизвести то, что находится у меня перед глазами, - писал он, - я использую цвет более свободно, и это помогает мне точнее выразить себя".

В последних картинах Ван Гога вновь появляются мрачные тона, словно он вспоминает о своем прошлом. Но даже если считать эти тона предвестниками скорой гибели художника, все равно нельзя не отметить, что его последние работы по-прежнему переполнены страстной любовью к жизни.

РИСУНКИ

Первая половина творческой жизни Ван Гога в основном была посвящена рисунку. В этом жанре он добился огромных успехов и по справедливости может считаться не только одним из величайших художников, но и выдающимся рисовальщиком XIX века. В ранних работах Ван Гог экспериментировал с разными материалами, включая плотничьи карандаши и черные восковые мелки для литографий. Именно они способствовали выработке раннего стиля Ван Гога - с твердым, порой даже жестким, штрихом. Образцом такого раннего рисунка может служить "Женщина, чистящая картофель", 1882. Часто художник рисовал, одновременно используя различные материалы, например, пастель, гуашь, чернила и карандаш. Благодаря этому его рисунки обычно приобретали мощь и отображали мрачное настроение, однако порой выглядели неестественными.

Винсент Ван Гог "Женщина, чистящая картофель"
"Женщина, чистящая картофель".
1882 г.

Городской музей Гааги.

Винсент Ван Гог "Крестьянка, собирающая колоски"
"Крестьянка, собирающая колоски". 1885 г.
Государственный музей Ван Гога, Амстердам.

По мере того как росло мастерство художника, его штрих стал более быстрым и отрывистым, оживлявшим рисунок. Эту новую технику демонстрирует рисунок Ван Гога "Крестьянка, собирающая колоски", 1885.

ВЛИЯНИЕ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА

Японские эстампы стали источником вдохновения для целого ряда художников-авангардистов, работавших в конце XIX века. Впервые Ван Гог упоминает о них в своих письмах, написанных зимой 1885-1886 годов, но сильное влияние японской гравюры на манеру художника начинает просматриваться только с 1887 года, то есть после переезда Ван Гога в Париж. Такие эстампы были очень доступны и дешевы, поэтому художнику удалось собрать коллекцию, состоящую приблизительно из 200 работ. Он использовал их для украшения стен своей комнаты, а в марте 1887 года даже устроил выставку японских эстампов в кафе "Тамбурин". Эти прозрачные по цвету и радостные по настроению картинки привлекали Ван Гога тем, что помогали ему расслабиться и хотя бы на время забыть о тяготах повседневной жизни. Именно японские гравюры вдохновили художника на использование в своих картинах более ярких цветов и сглаженных форм, однако ему, в отличие от других, удалось удержаться от соблазна использовать характерные для японской живописи высокие ракурсы и спонтанность рисунка, казавшиеся столь привлекательными большинству его современников. В этом этюде, под названием "Куртизанка", прослеживается влияние работы Кесаи Эйсена, помещенной на обложке майского номера журнала "Пари Иллюстре" за 1886 год.

Винсент Ван Гог "Куртизанка"

"Куртизанка". 1886 г.
Национальный музей Винсента Ван Гога, Амстердам.


АВТОПОРТРЕТЫ

Ван Гог написал более 40 автопортретов, которые можно сравнивать по мастерству с автопортретами Рембрандта, которого Винсент любил больше всех старых мастеров. Правда, если Рембрандт писал свои автопортреты в течение сорока лет, то все автопортреты Ван Гога написаны им всего за пять последних лет жизни.

Винсент Ван Гог "Автопортрет"
"Автопортрет". Весна 1887 г.
Масло на картоне. 42х33,7 см.
Художественный институт Чикаго.

Винсент Ван Гог "Автопортрет, посвященный Полю Гогену"
"Автопортрет, посвященный Полю Гогену".  Сентябрь 1888 г.
Холст, масло. 60,5х49,4 см.
Художественный музей Фогга, Гарвард, Кэмбридж.

Винсент писал себя в столь различных состояниях, что эти портреты кажутся написанными с разных людей. Это ярко прослеживается на следующих двух примерах (автопортрет 1887 года и 1888). Художник сам писал в одном из писем к своим сестрам: "Я хочу подчеркнуть факт, что один и тот же человек может быть изображен совершенно по-разному… при этом художник может добиться гораздо большего сходства, чем фотограф".

ИМПАСТО

Ван Гог, как правило, накладывал краску на полотно таким густым слоем, что при этом оставались видны все следы кисти. Эта техника позволяла ему добиваться богатой фактуры, как, например, в его картине "Коровы", 1890 или "Морском пейзаже в Сент-Мари", 1888. В живописи такой технический прием называется импасто. Им пользовались многие импрессионисты, чему способствовали краски в металлических тюбиках, появившиеся впервые в 1840 году. Краска в тюбиках была гуще, чем прежде, что позволяло выдавливать ее прямо на холст из тюбика, не опасаясь, что она расплывется. Кроме того, такая краска, смешанная не вручную, а машинным способом (еще одно нововведение), отличалась большей однородностью, что также помогало работать в технике импасто. Техника импасто, которой пользовался Ван Гог, отличалась от подобной техники, которой пользовались импрессионисты. Его мазок был более выразительным и энергичным, чем у импрессионистов, и это, скорее всего, было связано с любовью Ван Гога к творчеству Адольфа Монтичелли (1824-1886), чьи работы он открыл для себя в 1886 году. Некоторые из картин Монтичелли настолько густо покрыты краской и выдержаны в такой фактуре, что их порой можно принять за творения человека с расстроенной психикой. В 1890 году Винсент и Тео способствовали выходу в свет первого альбома Монтичелли. В сопроводительном тексте художник был назван гением и совершенно здоровым в психическом отношении человеком.

Винсент Ван Гог "Коровы"
"Коровы". 1890 г.
Музей изящных искусств, Лилль.

Винсент Ван Гог "Морской пейзаж в Сент-Мари"
"Морской пейзаж в Сент-Мари". 1888 г.
ГМИИ им.А.С.Пушкина, Москва.


НАТЮРМОРТ

Натюрморты, которые писал Ван Гог, удивительны по тому чувству, которое художник умел передать в самых простых предметах, например, изображая обычный стул - "Стул Винсента с трубкой", 1888. В символическом звучании некоторых предметов нет ничего нового: цветы на натюрморте на протяжении столетий должны были олицетворять кратковременность человеческой жизни, поскольку даже самые красивые творения природы неизбежно обречены на умирание. Однако натюрморты Ван Гога отличаются тем, что с помощью цвета и мазка художник оказался способен передать не только внешние формы предметов, но и наполнить содержание картины эмоциональным смыслом. Некоторые его образы выражают одиночество, однако цветы Ван Гога всегда остаются ярким воплощением жизненной силы и энергии - "Натюрморт с чертополохом", 1890, и "Четыре увядших подсолнуха", 1887. Картина 1888 года, на которой изображена спальня художника, решена им как любовно выписанный натюрморт, и сам Ван Гог писал, что хотел передать на ней "ощущение покоя и отдыха".

Винсент Ван Гог "Стул Винсента с трубкой"
"Стул Винсента с трубкой". 1888 г.
Национальная галерея, Лондон.

Винсент Ван Гог "Натюрморт с чертополохом"
"Натюрморт с чертополохом". 1890 г.
Частное собрание.

 

Винсент Ван Гог "Натюрморт с четырьмя подсолнухами"
Натюрморт с четырьмя подсолнухами. 1889 г.
Музей Кроллер-Мюллер, Оттерло.


ПЕЙЗАЖ

Природа всегда оставалась для Ван Гога тесно связанной с его собственными чувствами, поэтому его пейзажи - это не просто красивые картины, но и непосредственное выражение эмоций самого художника. Так, например, природа на его раннем голландском "Пейзаже Брабанта" полна тоски и мрака, в то время как на картине "Лес и подлесок", 1887, написанной художником в Париже, она предстает светлой и умиротворенной. Приехав в Арль, Ван Гог писал: "Эта земля, если говорить о здешней атмосфере и живых красках, кажется мне такой же прекрасной, как Япония". Здесь он написал серию пейзажей, изображающих поля и цветущие деревья, в которых запечатлелась радость художника от общения с природой, окружающей его новый дом. Примером тому может служить "Пшеничное поле со снопами", 1888. Правда, в некоторых последних картинах Ван Гога появляется ощущение одиночества: "Я вижу широкие полосы пшеницы под тревожным небом, и мне не нужно больше искать объект, с помощью которого я мог бы передать свою грусть и полное одиночество".

Винсент Ван Гог "Пейзаж Брабанта"
"Пейзаж Брабанта".
Частное собрание, Лондон.

Винсент Ван Гог "Лес и подлесок"
"Лес и подлесок". 1887 г.
Государственный музей Ван Гога, Амстердам.

 

Винсент Ван Гог "Пшеничное поле со снопами"
"Пшеничное поле со снопами". 1888 г.
Израильский музей, Иерусалим.

По материалам "Художественная галерея. Ван Гог", №5, 2004 г.

 

Импрессионизм

Коллекция

Жизнь и
творчество

О картинах

Термины

Музеи

Литература

Ссылки

Гостевая книга

Вебмастер

Hosted by uCoz