Импрессионизм в сети

 

Поль Гоген

Поль Гоген "Автопортрет"
Поль Гоген
"Автопортрет"

Поль Гоген в домашнем электронном музее
(100 электронных альбомов великих художников,
включая импрессионистов)

Поль Гоген: коллекция

Постеры картин Поля Гогена

Поль Гоген в музеях

Поль Гоген: литература

Хронология жизни

Эпизоды из жизни: 1. Художник и авантюрист (биография)
2. Влияние примитивных культур
3.Флора Тристан
4. Лима - потеряный рай!
5. Моряк Гоген
6. Биржевик Гоген
7. Метта
8. Гоген и импрессионисты
9. Бедность и раздоры
10. Мартиника
11. "Борьба Иакова с ангелом"
12. Ван Гог
13. Гоген и символисты
14. Таити
15. Техура
16. Неудачи в Европе
17. И снова на Таити. Алина.
18. "Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?"
19. Маркизские острова

ГОГЕН Поль (1848-1903) -  французский живописец, скульптор, мастер керамики, гравер, крупнейший представитель постимпрессионизма.

Родился в семье журналиста. Специального образования не получил. Жил в Лиме, Орлеане, Париже, Руане, Копенгагене, Понт-Авене, на острове Мартиника. Учился в академии Коларосси.

Оказавшись в 1886 г. в небольшом провинциальном городке Понт-Авене, пишет серию картин, воспевающих красоту южного побережья Бретани. В поисках заработка в апреле 1887 г. уезжает на Мартинику, затем устраивается простым рабочим на строительство Панамского канала, заболевает болотной лихорадкой и с большим трудом добирается до Антильских островов, где проводит несколько месяцев. В картинах, написанных в этот период, наметился отход П.Гогена от импрессионизма в сторону упрощения формы, большей декоративности и звучности цвета. .Вернувшись в Понт-Авен, продолжил свои творческие изыскания и в 1888 г. оказался во главе группы художников, объединившихся в рамках так называемого цветного синтетизма или клуазонизма (Понт-Авенская школа), характерными чертами которого были обобщенные и упрощенные формы. На холст толстой синей или черной линией наносился контур, который затем заполнялся цветом, образующим красочное пятно. Новый метод позволил П.Гогену создать работы, отличающиеся экспрессивным силуэтом и декоративными цветовыми эффектами ("Борьба Иакова с ангелом", 1888, Шотландская национальная галерея, Эдинбург; "Ночное кафе в Арле", 1888, Собрание И.А.Морозова, ГМИИ, Москва).

Поль Гоген "Борьба Иакова с ангелом"

"Борьба Иакова с ангелом (видение после проповеди)".1888.
Холст, масло. 73х92 см.
Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.

Заказать постер

Провал выставки импрессионистов и "синтетиков" в кафе Вольпини в 1889 г., организованной П.Гогеном и его последователями, нужда и переутомление приводят художника к решению покинуть Францию и укрыться от цивилизации в Океании.

Время, проведенное в Океании (на Таити - 1891-1893 и 1895-1901, на острове Доминик - 1901-1903), было самым плодотворным в творчестве Гогена: он создает картины и скульптуры, пишет автобиографическую книгу "Ноа-Ноа", ищет новые художественные приемы, которые позволили бы ему передать своеобразный колорит Полинезии, отличный от Европы ритм жизни и характерный облик маори. Использование ярких и чистых красок создает иллюзию солнечного освещения даже на картинах, где само солнце и даже небо отсутствуют. Полуобнаженные с золотистой кожей маори изображены в естественных непринужденных позах ("Две таитянские женщины", 1892, Картинная галерея, Дрезден; "А ты ревнуешь?", 1892, ГМИИ, Москва; "Женщина, держащая плод", 1893, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Упрощение и стилизация приводят к возникновению произвольных декоративных мотивов ("Под пандановыми деревьями", 1891, Институт изящных искусств, из фонда Уильяма Денвуди, Миннеаполис; "Чудесный источник (Сладкие грезы)", 1894, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Поль Гоген "Женщина, держащая плод"
"Женщина, держащая плод (куда идешь?)". 1893.
Холст, масло. 92х73 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Поль Гоген "Чудесный источник"
"Чудесный источник"
(Наве наве моэ). 1894.
Холст, масло. 73х98 см.
Эрмитаж, Санкт-Петербург

Располагая почти статичные фигуры на плоском цветовом фоне, художник создает красочные декоративные панно, в которых отражаются легенды и поверья маори. Голодный и нищинй художник пишет картины, в которых воплощает свою мечту об идеальном совершенном мире. Во время своего второго пребывания на Таити доведенный до отчаяния Гоген создает свои лучшие произведения: "Женщина под деревом манго" ("Королева красоты", 1896, Пинакотека, Мюнхен), "Жена короля" (1896, ГМИИ, Москва), "Никогда" (1897, Галерея Тейт, Лондон), "Откуда мы приходим? Кто мы? Куда идем?" (1897, Музей изящных искусств, Бостон).

Поль Гоген "Жена короля"
"Жена короля". 1896.
Холст, масло. 97х130 см.
ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва

 

Поль Гоген "Никогда"
"Никогда". 1897.
Галерея института Варбурга и Курто. Лондон.

Поль Гоген "Откуда мы приходим? Кто мы? Куда идем?"
"Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?". 1897.
Музей изящных искусств, Бостон.

Декоративные по цвету, плоскостные и монументальные по композиции, обобщенно стилизованные по рисунку, картины П.Гогена были близки к складывающемуся в то время стилю модерн и оказали большое влияние на художников группы "Наби" и других мастеров начала XX в.

Литература:
1. Кантор-Гуковская А.С. Поль Гоген. Жизнь и творчество. Л.-М., 1965.
2. Даниэльссон Б. Гоген в Полинезии. Пер. со швед. 2-е изд. М., 1973.
3. Перрюшо А.П. Гоген. Пер. с франц. М., 1979.

По материалам из книги "Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма"/ Сост. Т.Г. Петровец. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -320 с.: ил.

Хронология жизни

1848
Родился в Париже в семье радикального журналиста.

1849
Семья перебирается в Перу. Во время путешествия умирает отец Гогена.

1855
Возвращается вместе с матерью во Францию, в Орлеан.

1865
В поисках яркой жизни, нанимается в торговый флот.

1867
Умирает мать Гогена.

1871
Оставляет флот и поступает маклером в парижскую биржевую фирму.

1873
Женится на Мэтт-Софи Гад. Начинает заниматься живописью, знакомится с некоторыми художниками-импрессионистами.

1874
Первая выставка импрессионистов в Париже. Знакомство с Писсарро.

1876
Картина Гогена отобрана для Салона.

1882
Гоген полностью посвящает себя живописи, мотивируя это финансовым кризисомс.

1884
В целях экономии переезжает вместе с семьей в Руан, затем в Копенгаген. Брак с Мэтт распадается, и в следующем году художник возвращается в Париж.

1886
Впервые посещает Бретань. Стремясь выработать собственный стиль, отходит от импрессионизма.

1888
После неудачного путешествия в Панаму и на Мартинику возвращается в Бретань. Посещает Ван Гога в Арле. Ссора с Ван Гогом.

1891
Переезжает на Таити, где пишет целый ряд своих знаменитых картин.

1893
Заболевает сифилисом, испытывает материальную нужду. Просит разрешения вернуться во Францию.

1895
Получает небольшое наследство от дяди и возвращается на Таити. По-прежнему страдает от нищеты и болезней.

1901
Перебирается на Маркизские острова.

1903
8 мая умирает от сердечного приступа.

По материалам "Художественная галерея. Гоген". №6, 2004.

 

Импрессионизм

Коллекция

Жизнь и
творчество

О картинах

Термины

Музеи

Литература

Ссылки

Гостевая книга

Вебмастер

Hosted by uCoz