Импрессионизм в сети

 

Поль Гоген

"Борьба Иакова с ангелом
(видение после проповеди)"

Поль Гоген в домашнем электронном музее
(100 электронных альбомов великих художников,
включая импрессионистов)

Поль Гоген: коллекция картин

Постеры картин Поля Гогена

Поль Гоген: жизнь и творчество

Поль Гоген в музеях

Поль Гоген: литература

Эпизоды из жизни: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Поль Гоген "Борьба Иакова с ангелом (видение после проповеди)"

"Борьба Иакова с ангелом (видение после проповеди)". 1888 г.
Холст, масло. 73х92 см.
Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.
Заказать постер
 

"В феврале 1888 года Гоген снова отправился в Бретань, в Понт-Авен. Здесь он играл роль наставника для молодых художников, которые сплотились вокруг него: Шарль Лаваль, Эмиль Бернар, Анри Море и другие.

Гоген с новым пылом взялся за работу.

"Мои новые работы продвигаются успешно, - писал он Шуффу, - и мне кажется, Вы почувствуете в них особую ноту, вернее, утверждение моих прежних исканий, синтез формы и цвета... Мой совет - не старайтесь слишком подражать природе. Искусство - это абстракция, извлекайте ее из природы, фантазируя на ее основе и думайте больше о процессе творчества, нежели о результате, единственное средство приблизиться к богу - это подражать нашему божественному мастеру, то есть творить..."

Гоген переживал счастливый творческий подъем. Только нехватка денег, ограничивая его в покупке холста и красок, сдерживала его. Он писал картины, резал по дереву, он научил Бернара владеть стамеской. Дерзость молодого друга, порывов которого никогда не обуздывало отсутствие опыта ("Малыш Бернар очень занятен!"), помогала самому Гогену избавиться от робости. Его синтетизм с каждым днем отливался во все более четкую форму, иногда еще сочетаясь с пережитками импрессионизма, иногда принимая откровенно японский облик, как, например, в натюрморте с тремя маленькими щенками, лакающими похлебку. Плодовитость Гогена, его творческая мощь восхищала Бернара.

16 сентября, в день местного религиозного праздника, Бернар написал бретонских женщин в праздничных одеждах на лужайке. Картина так понравилась Гогену, что он выменял ее на одну из своих работ. Его поразил мотив белых чепцов, выделяющихся на одноцветном фоне. Он сам тоже использовал его. Но Бернар в своих "Бретонках" ограничился применением техники клуазонизма - его картина, довольно сухая по фактуре, носит чисто декоративный характер, чувство в ней отсутствует. Иное дело - полотно Гогена. На фоне цвета киновари борются двое, а на первом плане бретонки в белых чепцах смотрят на них. В этой картине сочетаются реальное и фантастическое. "Видение после проповеди, или Борьба Иакова с Ангелом" - это видение поэта, великого фантазера, плывущего на корабле-призраке. Это произведение значительно не только мастерством, которое громко заявляет о себе в свободной игре арабесок и цветовых пятен, но еще в большей мере чувством, которое вызывают эти пятна и арабески и которое "таинственно источает картина".

Гоген знал, где должно висеть его произведение - в какой-нибудь старой бретонской церкви. Понт-Авенская церковь, построенная в 1855 году, была слишком современной, но существовала другая, совсем старинная, в соседней деревушке - Низоне. У нее, по словам Эмиля Бернара, был "тяжеловесный, феодальный вид". Окружало ее кладбище, где высилось гранитное распятие, почерневшее и выветрившееся от времени. Гоген и его друзья любили этот уголок древней Бретани. Маленькие деревянные скульптуры, украшавшие церковь внутри, очаровывали их своей наивностью. Этой деревенской церкви и предназначил Гоген свое "Видение".   Под огромными синими балками, украшенными деревянной резьбой с изображением чудовищ, выявится вся его мощь. Это будет Гогена-дикаря первобытной Бретани. На белом поле картины Гоген написал синими буквами: "Дар Тристан Москосо".

Дорога из Понт-Авена в Низон - даже напрямик через поля - была довольно длинной. Гогена сопровождали Бернар и Лаваль, которые взялись нести картину. В церкви Гоген выбрал место, где ему хотелось бы ее повесить. Бернар и Лаваль вдвоем держали картину так, чтобы автор мог судить, как она будет смотреться. Гоген не ошибся: "Видение" прекрасно гармонировало со стилем церкви. Бернара послали поскорей найти местного кюре.

Кюре читал свой молитвенник. Бернар сказал ему, что выдающийся художник преподнес ему в дар "замечательную картину". Священник пошел за молодым человеком в церковь, где Гоген показал ему свое произведение. Но подарок отнюдь не привел священника в восторг. Имя дарителя показалось ему странным, а сама картина совершенно его смутила. Он недоверчиво слушал объяснения художника. Уж не хотят ли над ним подшутить? Может, это "Видение" - просто злая проделка? Ему была известна репутация мазил из Понт-Авена. Вежливо, но твердо он отказался от картины.

Пришлось трем друзьям ни с чем возвратиться в Понт-Авен. С досады Гоген послал картину Тео Ван-Гогу, назначив за нее цену шестьсот франков.

***

"Видение после проповеди" в настоящее время находится в Национальной галерее Шотландии, в Эдинбурге. Как рассказывает Анри Перрюшо (автор книги "Жизнь Гогена"), летом 1959 года, путешествуя по Бретани в поисках материалов о Гогене, он однажды после полудня постучал в дверь кюре в Низоне. И кюре отнесся к цели его визита с такой же подозрительностью, как его предшественник к дару Гогена. Перрюшо был признателен кюре за его прием - ему показалось, что в тот день он сам пережил ту сцену, о которой рассказано выше..."

По материалам книги А.Перрюшо "Жизнь Гогена"./ Пер. с фр. Ю.Я.Яхниной. - М.: ОАО Издательство "Радуга", 2001. - 320 с., с илл.
Книга на ОЗОНе

***

Эта картина ознаменовала разрыв художника с импрессионизмом. Изображенная на полотне сцена выполнена Гогеном в синтетическом стиле, изобретенном им вместе с Эмилем Бернаром. Фигуры упрощены инаписаны без соблюдения пропорций, а декоративные изогнутые линии напоминают о японских гравюрах. В одном из своих писем этого времени Гоген отмечал: "В этом году я пожертвовал всем - исполнением, цветом - ради стиля, поскольку хотел сделать совсем не то, что уже умею делать". Сюжет картины мог быть навеян художнику религиозным праздником, на который бретонцы собирались в своих традиционных костюмах. После того, как главное торжество этого праздника заканчивалось, начинались различные увеселения - в частности, состязания по борьбе. Стилистически картина очень близка к работе Бернара "Бретонские женщины на лугу". Впрочем, Бернар ничего плохого в этом не видел. Он даже помог Гогену донести картину до церкви, где она была предложена священнику. Из этого ничего не вышло - священник брать ее отказался.

Религиозные образы
Поль Гоген "Видение после проповеди"

Поль Гоген "Видение после проповеди"

1. Неестественный красный цвет фона подчеркивает, что все происходящее - фантазия, рожденная воображением крестьянок.

 

Поль Гоген "Видение после проповеди"

2. Женщины "как бы" видят библейскую сцену борьбы Иакова с ангелом, символизирующую духовную брань на земле. Позы борцов заимствованы Гогеном с японских гравюр Хокусаи.

 

Поль Гоген "Видение после проповеди"

3. Молящиеся фигуры всем своим отрешенным видом показывают глубокую набожность бретонцев. Религиозные праздники были важной частью их жизни и могли послужить источником вдохновения для художника.

 

Поль Гоген "Видение после проповеди"

4. Священник с молитвенно склоненной головой только что закончил проповедь, которая вызвала в воображении его паствы это видение.

По материалам "Художественная галерея. Гоген", №6, 2004 г.

 

Импрессионизм

Коллекция

Жизнь и
творчество

О картинах

Термины

Музеи

Литература

Ссылки

Гостевая книга

Вебмастер

Hosted by uCoz