Импрессионизм в сети

 

Камиль Писсарро

Эпизоды из жизни:
Папаша Писсарро

Камиль Писсарро: коллекция

Камиль Писсарро в музеях

Камиль Писсарро: биография

Эпизоды из жизни: 1 2

Это прозвище Камиль Писсарро получил от молодых художников, видевших в нем не только уважаемого мэтра, но и старшего друга, всегда готового помочь им всем, чем только можно.

Камиль-Жакоб Писсарро родился 10 июля 1830 года на острове Сен-Тома, в то время принадлежавшем датской короне. Отец художника торговал скобяными изделиями и рассчитывал, что Камиль, войдя в возраст, продолжит его дело. В 1842 году мальчика отправили учиться во французский коллеж в Пасси, где он провел пять лет, изучая, помимо всего прочего, и рисунок.

Семнадцатилетним юношей вернулся Писсарро на родину и поначалу вел себя безукоризненно - добросовестно торговал в лавке отца, не оставляя, впрочем, занятий рисованием. В один прекрасный день 1851 года, когда он вел учет погрузки товаров в порту и одновременно пытался зарисовывать матросов, на него обратил внимание приезжий живописей по имени Фриц Мельби (1826-1896). Молодые люди быстро подружились, и Мельби, убедив Писсарро в том, что у него есть несомненный талант, предложил ему "разорвать оковы буржуазной жизни" и вместе ехать в Венесуэлу. Наш герой неожиданно для самого себя согласился.

Вернувшись на Сен-Тома летом 1855 года, Писсарро поставил родителей перед свершившимся фактом: он решил стать художником. Отец ни слова не возразил ему. Напротив, отправил сына учиться в Париж, в Школу изящных искусств, и даже выделил ему небольшую стипендию. В скором времени начинающий живописец был уже в "столице мира", где успел, к его восторгу, застать знаменитую Всемирную выставку и увидеть на ней полотна Энгра, Делакруа, Коро, Добиньи, Руссо, Милле и Курбе. Увиденное опередило всю дальнейшую судьбу Писсарро. Он с жаром приступил к занятиям в Школе изящных искусств, но академическая манера преподавания очень быстро охладила его пыл, и молодой художник перебрался в так называемую Академию Сюиса. В это заведение, открытое разбогатевшим натурщиком, мог приходить кто угодно и за скромную плату писать модель так, как ему вздумается. По-видимому, сразу же по приезде Писсарро познакомился с Антуаном Мельби, старшим братом Фрица Мельби и весьма преуспевающим живописцем. Наш герой некоторое время пользовался его советами и, выставляя свои картины, подписывался как "ученик Мельби". Еще одного наставника он нашел в Коро. Коро не брал учеников, но горящие глаза молодого художника, осмелившегося нанести ему визит после Всемирной выставки, смягчили сердце мэтра: он согласился время от времени консультировать его. Среди других его новых знакомых значился и Клод Моне, в то время такой же "вольнослушатель" Академии Сюиса, как и Писсарро.

В 1859 году Писсарро впервые послал свою картину в Салон. Ее приняли для выставки, но повесили очень неудачно, и отметил ее в своем обзоре лишь один критик. Тем не менее, начало было положено. В это же время в жизни живописца происходят и другие, не менее важные, события. С острова Сен-Тома переселяются в Париж его родители; в их доме Писсарро знакомится с горничной Жюли Веллей, простой бургундской девушкой. Отношения молодых людей развивались стремительно и бурно, таиться влюбленные не хотели. В семействе разразился скандал. Отец отказался признать Жюли Веллей своей законной невесткой и лишил сына его ежемесячной стипендии. Художник и его подруга остались без средств к существованию. Обвенчаться они смогли лишь через одиннадцать лет.

Еще труднее стало в 1863 году, когда у четы родился первенец - сын Люсьен. Денег не было, в 1861 году ни одну из картин Писсарро не приняли в Салон. Жизнь больее напоминало прозябание. На этом безрадостном биографическом фоне разворачивались события, предопределившие развитие европейского искусства на пятьдесят лет вперед. В 1863 году впервые был организован Салон отверженных. Работы Писсарро присутствовали здесь, но сам он, однако, еще не определился - с кем он. В 1864 году он вновь предложил картины официальному Салону и на сей раз преуспел в своих исканиях. Только спустя еще год молодой мастер постепенно, ощупью начинает находить свой стиль, оказывавшийся на поверку более близким к "оппозиционному", чем к "салонному".

В 1865 году Писсарро с семьей перебрался в Понтуаз, где жизнь была дешевле, места живописнее, а воздух - здоровее для детей (к этому времени у художника родилась еще и дочь - Жанна), чем в Париже. в то же время он старался не слишком выпадать из артистической жизни, бурлившей в столице, и довольно часто покидал свое деревенское уединение ради "сборищ" в парижском кафе Гербуа. Здесь он познакомился с Сислеем и Ренуаром. Через три года, в 1868 году, Писсарро перевез свою семью в Лувесьен. Спокойное течение жизни, наполненной трудами и заботами (в небольшом саду возле дома "мадам и мсье Писсарро" сажали картофель, чтобы кормить семейство), было прервано начавшейся войной с Пруссией. Будучи датским подданным, Писсарро мог не опасаться призыва в действующую армию, но война подкатывалась все ближе и ближе к Лувесьену, и в 1870 году он счел за лучшее укрыть жену и детей в Бретани, где у его друга имелась небольшая ферма. От Бретани до Англии рукой подать, и вскоре уже Писсарро оказался в Лондоне. Приблизительно в одно и то же время с ним туда прибыл и Клод Моне. Англия подарила обоим художникам счастливейшие минуты - она познакомила их с Тёрнером и Констеблом, а также и сторговцем картинами Полем Дюран-Рюэлем (Писсарро, впрочем, был счастлив не только этим: он наконец-то смог обвенчаться со своей женой), - но оба они стремились как можно скорее вернуться во Францию. Это стало возможным лишь в июне 1871 года, когда улеглись беспорядки, вошедшие в историю под названием Парижской коммуны.

Вернувшись на родину - а Францию он почитал своей второй родиной, - художник нашел свой лувесьенский дом разграбленным. Десятки его картин были уничтожены. Солдаты, стоявшие в доме, использовали их в качестве настила, чтобы не ходить по грязи. Пережив тяжелейшие минуты разочарования в "человеческой природе", Писсарро вновь принялся за работу. В 1874 году он смог, наконец, увидеть плоды своего труда, а также и плоды труда своих товарищей: с 15 апреля по 15 мая в Париже прошла выставка "Анонимного общества художников, живописцев, скульпторов, граверов и пр.", ныне известная более как Первая выставка импрессионистов (впоследствии Писсарро, кстати, было суждено стать единственным постоянным организатором и участником выставок импрессионистов). В это время он живет и работает в Понтуазе, в окружении своей все более разрастающейся, полуголодной, но дружной семьи, изредка выезжая в Париж.

Лишь в самые последние годы жизни к Писсарро пришел относительный (когда не нужно было считать каждый су) достаток. Он переехал в Эраньи, начал строить здесь собственную мастерскую. И все же ему было далеко до того благополучия, которого удалось достичь, например, его старому товарищу Клоду Моне. Сохранились нежнейшие воспоминания Густава Кана о приездах "папаши Писсарро" в Париж: "Между двумя деловыми свиданиями ему приходилось заходить в кафе. Он удивлял официантов одним и тем же требованием: он требовал холодный грог. Узнав, в чем дело, официант приносил ему стакан, графин воды и бутылочку коньяка с нанесенными делениями. Писсарро наполнял свой стакан водой, оставляя нетронутой свою бутылочку, и таким образом приобретал право сидеть в кафе, выпив только глоток воды". Лишь с одним "предметом роскоши" он никак не мог расстаться - с извечной "трубкой пейзажиста". Многие художники, бывшие тогда, в последние годы XIX столетия, неоперившимися юнцами, навсегда сохранили в памяти этот образ мэтра - мягкая черная шляпа, попыхивающая трубка, неизменно-доброжелательная внимательность и к творческим поискам молодых живописцев, и к их жизненным затруднениям (именно внимательностью Писсарро к молодежи во многом объясняется его увлечение пуантилизмом). Умер Камиль Писсарро 13 ноября 1903 года в Париже, оплаканный всеми, кто знал его.

По материалам "Художественная галерея. Писсарро", №111, 2006 г.

 

Импрессионизм

Коллекция

Жизнь и
творчество

О картинах

Термины

Музеи

Литература

Ссылки

Гостевая книга

Вебмастер

Hosted by uCoz