Эпизоды из жизни: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
"Пор-ан-Бессен, воскресенье". 1888 г.
Музей Креллер-Мюллер, Оттерло.
|
"Мост и набережная в
Пор-ан-Бессене". 1888 г.
Холст, масло.
Институт искусств, Миннеаполис, США. |
Синьяк, завзятый ценитель
лодок (один из его парусников, белый гуари с
заострённым носом, Малларме окрестил
"Пристежным воротничком"), открыватель
благодатных для живописца уголков - в прошлом
году он "открыл" Коллиур, скоро
"откроет" Сен-Тропез, - посоветовал Сёра
отправиться летом на побережье Кальвадоса, в
городок Пор-ан-Бессен, куда он ездил в начале
своей карьеры три года подряд - в 1882, 1883 и 1884-м.
В этом небольшом рыбачьем
порту с малочисленным и трудолюбивым населением
Сёра приступит к серьёзной работе: он использует
теории Шарля Анри в серии пейзажей, пытаясь
избежать поверхностного применения этих теорий.
Он не намерен отступать ни от одного из положений
учёного, но при этом попробует включить их в
более сложную систему, сохраняющую глубину и
перспективу в картине, не утрачивая при этом её
декоративной ценности. Вызов, брошенный Сёра,
поистине поразителен. Он ставит перед собой
задачу - ни много ни мало, - с одной стороны,
отнестись к картине как плоской поверхности с
двумя измерениями, а с другой - придать ей третье
измерение, обусловленное наличием перспективы.
В конечном счёте художник
мог бы себе позволить вольно интерпретировать,
скажем, виды скал или набережных Пор-ан-Бессена,
изменяя их по своему усмотрению. Но сделать это
ему мешает отказ от воображения, отказ, который
нельзя объяснить только недоверием Сёра к тому,
что неподвластно разуму, он исходит из глубины
его натуры. Как художник, Сёра принадлежал к
редкой породе людей, завороженных реальностью до
такой степени, что они не в силах её исказить -
слова так и останутся для них ненайденными. В
случае с Сёра ненайденными окажутся краски.
Таким образом, ему необходимо было отыскать
соответствующие его замыслу пейзажи. И поиски
часто приводили его в труднодоступные места (на
это указывает Анри Дорра).
Художник начинает не менее
шести полотен, рисует аванпорт во время отлива и
прилива, вход в аванпорт, мост и набережные,
гавань в воскресный день с полощущимися на ветру
флагами, журавлей и просвет в облаках.
"Скалы в Пор-ан-Бессене". 1888 г.
Холст, масло.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
|
"Гавань в Пор-ан-Бессене, прилив".
1888 г.
Музей д'Орсэ, Париж.
|
Почти во всех произведениях
Сёра пытается выиграть пари, заключённое им с
самим собой. Он подвергает различные элементы
марин, выстроенных по законам перспективы,
незначительным деформациям, добиваясь
декоративного эффекта. Так, в "Журавлях и
просвете в облаках" облака громоздятся над
морем извилистыми линиями. На полотне "Вход в
аванпорт" море испещрено тенями невидимых
облаков. Ещё более отчётливо это проявляется в
картине "Воскресенье", где тканям флагов
приданы волнистые складки, которые с точки
зрения строгого реализма можно было бы считать
излишними: в самом деле, они объясняются одним
только стремлением к декоративному эффекту.
Благодаря этому художнику удивительным образом
удалось соединить в маринах, написанных в
Пор-ан-Бессене, две столь разные задачи.
Сёра вводит в композицию
своего пор-ан-бессенского полотна "Мост и
набережные" персонажи, до этого не
фигурирующие ни на одной из его марин. Помимо
нескольких силуэтов на заднем плане, на переднем
застыли в неподвижности таможенник, ребёнок, а
также женщина с какой-то ношей. Застыли,
окаменели - безусловно. Но их присутствие
нарушает абсолютное одиночество, характерное
для марин художника. Жизнь вторгается в его
одинокое царство, погружённое в невыразимо
сонное оцепенение, - царство моря, берегов и
причалов.
И как если бы этот прилив
жизни всюду и сдерживаемые до поры жизненные
силы, накаливаясь, вдруг начали вырываться
наружу, распространяться везде, где только можно
- в однообразные и суровые будни художника
вторглось то, что он всегда старался подавить,
изгнать, - та мрачная сила, которая даёт рождение
всему живому и его же обрекает на гибель в
стихийном, обретающем самые разные формы
натиске, в слепом и торжествующем порыве.
По материалам
книги А.Перрюшо "Жизнь Сёра"./ Пер. с фр.
Г.Генниса. - М.: ОАО Издательство "Радуга", 2001.
- 184 с., с илл.
Книга
на ОЗОНе