Эпизоды из жизни: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
"Канал в Гравелине". 1890 г.
Холст, масло.
Рейксмюзеум Креллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды.
|
"Канал в Гравелине, вечер". 1890 г.
Холст, масло.
Музей современного искусства, Нью-Йорк.
|
В июне 1890 г. Сёра уехал в
окрестности Дюнкерка. Лето он провёл в небольшом
порту Гравелин, который вёл активную торговлю со
своими соседями по бельгийскому побережью.
Здесь Сёра почерпнул темы
для небольшой серии работ маслом, принадлежащих
к числу самых необычных в его творчестве. Эти
марины, в которых Сёра добился наивысшей
строгости, напоминают чистейшую музыку; они
удивительно красноречивы в своей обнажённой
простоте.
Фарватер Гравелина, напротив
которого он почти всегда работает, даёт ему
линейные элементы, определяющие структуру его
композиций. Ещё более удивительными, чем сами
полотна, являются, несомненно, некоторые
крокетоны, с присутствующими в них чисто
живописными обертонами: стилизация форм
превращается здесь в абстракцию.
Сёра в очередной раз
подступил к границам неведомых владений, входить
в которые он не решался, но к которым неумолимо
влекла художника логика его эволюции.
Творческий пыл Сёра не
ослабевал. За недели, проведённые в Гравелине, он
создал не менее четырёх полотен, шести
крокетонов и сделал множество подготовительных
рисунков.
Работая над этими
произведениями, он вернулся к проблеме рамы,
пытаясь окончательно её решить. До сих пор
бордюры, которые он рисовал, выполнялись в
бледной тональности. Полагая - и в этом он
признался позднее Верхарну, - что зал в Байрейте
будет затемнён с целью сосредоточить всё
внимание на одной, ярко освещаемой сцене, он
красит теперь бордюры в более насыщенные цвета.
Возможно, Жюль Кристоф и не был уж так далёк от
истины, определив его в "Ом д'Ожурдюи" как
"колориста вагнерианского толка".
Разумеется, по возвращении в Париж Сёра снова
возьмётся за свои старые картины, чтобы и их тоже
снабдить этим тёмным бордюром.
По материалам
книги А.Перрюшо "Жизнь Сёра"./ Пер. с фр.
Г.Генниса. - М.: ОАО Издательство "Радуга", 2001.
- 184 с., с илл.
Книга
на ОЗОНе