Импрессионизм в сети

 

Поль Сезанн

Эпизоды из жизни:
"Наводя мосты между прошлым и будущим"

Поль Сезанн: коллекция

Поль Сезанн в домашнем электронном музее
(100 электронных альбомов великих художников,
включая импрессионистов)

Постеры картин Поля Сезанна

Поль Сезанн в музеях

Поль Сезанн: литература

Поль Сезанн: биография

Эпизоды из жизни: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

Художественный мир Сезанна динамичен, художник сильно менялся на протяжении своей жизни. Она начинал как романтик, почти анархист в живописи, а пришёл в конце концов к строгости и самодисциплине. Его целью было согласовать заветы старых мастеров (с их духовным горением и отточенной техникой) со свежей и яркой манерой, характерной для европейских художников-новаторов XIX века. Сезанн не любил теоретизировать и сформулировал свою идею образно, сказав однажды, что хотел бы "переписать Пуссена ещё раз с натуры". Другая яркая формула связана с его фразой о том, что своей задачей он видит "превращение импрессионизма в искусство, которое не стыдно выставить в музее".

Ранние работы Сезанна распадаются на три отдела. Один - это портреты. Второй - сцены, являющиеся плодом фантазии художника. Третий - натюрморты. Портреты, созданные начинающим Сезанном, по большей части, изображают членов семьи художника и довольно мрачны по колориту. Они писались толстым слоем краски, часто нанесённой не кистью, а мастихином.

Персонажи "придуманных" работ молодого художника поражают своей необычностью, яростью или эротизмом. Сезанн неизменно восхищался Эженом Делакруа, с картин которого сделал несколько копий, но его образы этого времени не имеют ничего общего с усложнёнными образами Делакруа. По сравнению с работами предшественника, его полотна выглядят сырыми и небрежными. Ничто в них не предвещает яркости и "неотменимости" позднего Сезанна.

Глубокие перемены в творчестве художника относятся к началу 1870-х годов и связаны с именем Камиля Писсарро. Именно Писсарро посоветовал Сезанну не пренебрегать пейзажем. Он же помог ищущему художнику преодолеть пристрастие к мрачным тонам и открыть для себя преимущества света и цвета. Сезанн участвовал в двух выставках импрессионистов - этот внешний факт тоже свидетельствует о направление его эволюции. Впрочем, он всегда держался несколько в стороне от этого течения. В отличие от Писсарро (не говоря уже о Моне), его больше привлекали материальность и величие формы, нежели изменчивая игра света и тени. Со временем эта особенность в творчестве Сезанна становилась всё заметнее.

Импрессионисты во главу угла ставили требование закончить картину в один приём, чтобы успеть зафиксировать на полотне "мгновенное" ощущение. Сезанн предпочитал возвращаться на выбранное место несколько раз, создавая более проработанный "искусственный" образ.

Этот метод был для него тем более ограничен, что в Провансе, где он, по большей части, писал погода гораздо стабильнее, нежели в Париже, и ничто не мешало Сезанну подолгу работать в практически неизменных условиях. "Я могу писать на одном месте и три, и четыре месяца кряду, поскольку растительность здесь всегда одна и та же, - сообщал Сезанн Виктору Шоке. - У нас растут в основном оливы и сосны, а они никогда не меняют своё одеяние".

Там, где импрессионисты, стремясь "поймать миг", прибегали к мягким, воздушным штрихам, Сезанн пользовался умеренными, сильными мазками, делая свои полотна более объёмными. В начале 1870-х годов, когда Сезанн самоопределялся, как художник, его краски ещё сохраняли плотность и фактуру, характерную для раннего творчества, но письмо уже становилось тоньше и отточеннее. Некоторые поздние картины Сезанна написаны маслом настолько тонко, что производят впечатление акварелей. При этом части холста вообще не касалась кисть с краской.

Эволюция Сезанна была именно эволюцией - без особенных рывков, самоотрицаний и метаний из стороны в сторону. Поэтому не всегда возможно точно датировать вего работы. Сам же художник делал это крайне редко.

ДОВЕРЯТЬ СВОЕЙ ИНТУИЦИИ

Но есть ещё одна причина, затрудняющая датировку сезанновских работ. Художник часто оставлял свой труд незавершённым, чтобы вернуться к нему спустя какое-то время. Работа над полотном иногда растягивалась на месяцы и даже на годы. Результат в таких случаях получался довольно любопытным - позднейшие дополнения отражали новейшие взгляды Сезанна, в то время как основные принципы построения картины отсылали зрителя к стилю, характерному для автора на более раннем этапе творчества.
Сезанн писал неторопливо, доверяя своей интуиции, и каждое новое исправление делалось для достижения максимально точного, на взгляд художника, баланса формы и цвета. "Рисунок и цвет неразделимы, - учил Сезанн. - Чем гармоничнее цвет, тем точнее рисунок. Чем богаче цвет, тем совершеннее форма". Эти фразы как нельзя лучше описывают его собственные поздние работы, где глубина и перспектива переданы не только обычными средствами, но и за счёт умелого использования тончайших, переходящих один в другой оттенков цвета.

Наблюдавшие Сезанна за работой вспоминали, что художник мог подолгу, задумавшись, стоять перед мольбертом. А потом наносил один-единственный мазок. И снова размышлял. Сам он часто говорил о тех трудностях, которые испытывает, "стремясь изобразить объёмный мир на плоском холсте". Сезанн всегда старался создать продуманный образ, предварительно рассматривая его под различными углами. Это приводило к тому, что иногда пропорции и перспектива на полотнах Сезанна оказывали слегка искажены, - если того требовал конкретный композиционный принцип.

СЕЗАНН И ХХ ВЕК

Целое поколение молодых художников начала ХХ века, боготворя Сезанна, творило с оглядкой на него. Мысль о том, что картина - не раскрытое в мир окно, а двухмерная плоскость со своими законами изобразительного языка, стала центральной в авангардной живописи ХХ века. Это позволяет назвать Сезанна "отцом" современной живописи.

Его жизнь является ярким примером беззаветного служения искусству. Анри Матисс, купивший картину Сезанна в 1899 году, в 1936 году написал: "Она поддерживала меня в самые трудные моменты, принося утешение и служа источником вдохновения".

Портреты

Обычно Сезанн писал портреты с людей, которых хорошо знал. Объясняется это, помимо прочего, и тем, что при его крайне неторопливой работе трудно было найти натурщика, который согласился бы позировать ему. Впрочем, обращался Сезанн и к услугам натурщиков, но в этих случаях его картины представляли нечто среднее между портретом и жанровой картиной. Примером тому может служить "Старуха с чётками", ок.1896. Часто человеческая фигура становилась у Сезанна всего лишь элементом натюрморта, будучи изображённой с той же бесстрастностью, что и не одушевлённые предметы. При этом некоторые портреты Сезанна полны экспрессии - например, "Портрет Валабрега", ок.1870.

Поль Сезанн "Портрет Валабрега"
"Портрет Валабрега". ок. 1870 г.
Национальная галерея, Лондон.

Поль Сезанн "Старуха с четками"
"Старуха с четками". 1895-1896 гг.
Холст, масло. 81х65,5 см.
Национальная галерея, Лондон.

О картине

 

Плоды фантазии

На многих ранних картинах Сезанна бушуют эмоции. Эти картины представляют собой или парафраз на тему чужих работили живописную обработку литературных образов и собственные фантазии - например, "Убийство". Для них характерно нанесение густого слоя краски, что, вообще, отличает ранние полотна от более поздних творений Сезанна - прозрачных, безмятежных, лёгких. Кроме уже перечисленного, молодой Сезанн нередко эксплуатировал эротические образы - в этом смысле типична "Современная Олимпия". В романе "Творчество", главного героя которого Золя списал с Сезанна, эротизм художника объяснён следующим образом: "Страстно стремясь к женской плоти, желанной и недоступной, он, удовлетворяя это стремление, создавал её на холсте".

Поль Сезанн "Убийство"
"Убийство".
Художественная галерея Уолкера.

Поль Сезанн "Современная Олимпия"
"Современная Олимпия".
1873-1874 гг.
Холст, масло. 46x55.5 см.

Музей д'Орсэ, Париж.

 

Пейзажи

На пейзажах Сезанна чаще всего изображён Прованс, родина художника. "Для тех, кто рождён здесь, - заметил однажды художник, - ничто другое не представляет интереса". Его излюбленным мотивом была гора Сент-Виктуар, возвышающаяся в нескольких милях к востоку от Экса. Художник с удовольствием писал деревья ("Каштановая аллея в Жа де Буффан"). И ещё одну пейзажную тему нельзя не упомянуть - это Эстак, откуда открывался живописный вид на Марсельскую бухту ("Вид из Эстака"). В Эстаке Сезанн впервые побывал в 1870 году, скрываясь здесь от призыва на военную службу. После он не раз возвращался сюда. До тех пор, пока отец художника оставался в неведении по поводу его семейной жизни, Сезанн находил Эстак очень удобным местом - с одной стороны, отсюда было достаточно близко к родному Эксу, а с другой, достаточно далеко для того, чтобы его семейные дела оставались в тайне.

Поль Сезанн "Каштановая аллея в Жа де Буффан"
"Каштановая аллея в Жа де Буффан".
Частное собрание.

 

Поль Сезанн "Вид из Эстака"
"Вид из Эстака".
Кристис, Лондон.

Поль Сезанн "Гора Сент-Виктуар"
"Гора Сент-Виктуар". 1885-1887 гг.
Холст, масло. 60х73 см.
Галерея Куртольда, Лондон.

О картине

Натюрморты

Натюрморт был идеальным жанром для медленно работающего Сезанна. Разумеется, фрукты портились, а цветы увядали, но художник решил эту проблему очень просто: он заменил их муляжами. Ранние натюрморты Сезанна мрачны - они, как правило, изображают предметы повседневного обихода ("Черные мраморные часы", ок.1869). Позже, когда Сезанна спрашивали о том, как стать художником, он отвечал: "Нарисуйте свою шляпу". Однако для зрелого творчества наиболее характерен натюрморт со столом и разложенными на нём предметами ("Натюрморт с яблоками и печеньем", ок.1880). Американский искусствовед Дж. Гамильтон писал, что "никогда ещё самые обычные бутылки, ножи и фрукты не были написаны так реально и убедительно, как на полотнах Сезанна". Некоторые предметы, которыми пользовался Сезанн, создавая свои натюрморты, - например, черепа ("Пирамида из черепов", ок.1898) можно и сегодня увидеть в его студии в Эксе.

Поль Сезанн "Натюрморт с морской раковиной и черными часами"
"Натюрморт с морской раковиной и черными часами".
Около 1869-1870 гг.
Холст, масло. 55х74 см.
Частное собрание.

 

Поль Сезанн "Натюрморт с яблоками и печеньем"
"Натюрморт с яблоками и печеньем". 1880 г.
Музей Л'Оранжери, Париж.

Поль Сезанн "Пирамида черепов"
"Пирамида из черепов". 1898 г.
Холст, масло. 37x45.5 см.

Частная коллекция.

Акварели

Сезанн был выдающимся мастером акварели. По манере и выразительности акварели Сезанна вполне сравнимы с его работами маслом. Он увлекался акварелью в 1860-х годах. Потом был десятилетний перерыв, а в 1880-е годы произошло возвращение Сезанна к этой технике. Поздние акварели Сезанна отличаются тонкостью и прозрачностью, при этом часто большие участки бумажного листа оставлены чистыми. Воздушные мазки акварели сочетаются с лёгкими карандашными линиями, нанесёнными иногда по акварели, а иногда уже по краске. Сюжеты акварелей Сезанна повторяют сюжеты его картин ("Ваза с цветами на подоконнике", ок.1890, "Пейзаж в Провансе", 1880-90).

Поль Сезанн "Ваза с цветами на подоконнике"
"Ваза с цветами на подоконнике".
ок. 1890 г.
Музей Фитцвильяма, Кембриджский университет.

 

Поль Сезанн "Пейзаж в Провансе"
"Пейзаж в Провансе". 1880-1890 гг.
Национальная галерея, Лондон.

Игроки в карты

В 1890-х годах Сезанн написал серию картин, изображающих провансальских крестьян. Пять картин этой серии называются одинаково - "Игроки в карты". Две из них показывают трёх игроков и одного зрителя, другие три - двух игроков, сидящих в профиль. Вероятно, Сезанну позировали крестьяне из Жа де Буффан, причём позировали они, скорее всего по одному - в пользу этого говорит то, что на уцелевших набросках мы видим лишь одну фигуру. Хотя картины написаны с натуры, в них ощущается влияние работ старых мастеров. Сам художник не раз признавался в том, что восхищается полотнами братьев Ленен, французских художников XVII века, питавших пристрастие к сценам из крестьянской жизни.

Поль Сезанн "Игроки в карты"
"Игроки в карты". 1890-1892 гг.а
Холст, масло. 65х81 см.
Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

О картине

Поль Сезанн "Игроки в карты"
"Игроки в карты". 1890-1892 гг.
Холст, масло. 45x57 см.

Музей д'Орсэ, Париж.

О картине

Купальщики

К сюжету "обнажённые фигуры в пейзаже" Сезанн оставался неравнодушен на протяжении десятилетий. Как правило, это или исключительно мужские, или исключительно женские группы. В первых опытах, как и на других ранних полотнах Сезанна, женские фигуры были окрашены эротическим чувством, но позже человеческое тело превратилось для художника в один из стилистических элементов композиции. В целом он посвятил теме купальщиков около сотни картин, акварелей и карандашных рисунков. Большинство этих работ невелики по размеру, однако в последнее десятилетие своей жизни Сезанн написал три огромных полотна с обнажёнными купальщицами. Купальщиц он писал не с натуры (что, кстати говоря, было и невозможно в известном своими пуританскими нравами Эксе), но пользовался фотографиями и собственными ранними рисунками. "Четыре купальщицы", 1888-90 характерны для "женской", а "Пятеро купальщиков", 1875-77 - для "мужской" серий Сезанна.

Поль Сезанн "Пятеро купальщиков"
"Пятеро купальщиков".
1875-1877 гг.
Музей д'Орсэ, Париж.

 

Поль Сезанн "Четыре купальщицы"
"Четыре купальщицы". 1880-1890 гг.
Национальная галерея, Лондон.

По материалам: "Художественная галерея. Сезанн". №8, 2004.

 

Импрессионизм

Коллекция

Жизнь и
творчество

О картинах

Термины

Музеи

Литература

Ссылки

Гостевая книга

Вебмастер

Hosted by uCoz