Импрессионизм в сети

 

Анри де Тулуз-Лотрек

"Танец в "Мулен Руж"

Анри де Тулуз-Лотрек: коллекция

Анри де Тулуз-Лотрек в домашнем электронном музее
(100 электронных альбомов великих художников,
включая импрессионистов)

Постеры картин Анри де Тулуз-Лотрека

Анри де Тулуз-Лотрек в музеях

Анри де Тулуз-Лотрек: биография

Анри Тулуз Лотрек "Танец в Мулен Руж"

"Танец в Мулен Руж". 1890 г.
Холст, масло. 114х150 см.
Филадельфия, собрание Мак-Илхенни.

Заказать постер

Этот шедевр Тулуз-Лотрека демонстрирует тонкую наблюдательность художника и его склонность к заостренности, почти карикатурности образов. В нем он впервые обращается к теме ночной жизни большого города.

Доски пола как бы ведут взгляд зрителя от фигур переднего плана к персонажам, заполняющим задний план и наблюдающим за тем, как танцор Валентин (по прозвищу "Бескостный") обучает начинающую танцовщицу. Эти зрители вытянуты по полотну наподобие фриза.

Оставляя промежуток на переднем плане картины, Тулуз-Лотрек делает зрителя участником происходящего, вводя его в пространство полотна. Крайняя слева фигура мужчины частично срезана границей холста - этим усиливается ощущение того, что перед нами выхваченная из гущи жизни сценка и что действие, развернувшееся перед нашими глазами, продолжается и за пределами картины.

Воссоздаем работу Тулуз-Лотрека

Анри Тулуз Лотрек "Танец в Мулен Руж"

1. НАБРОСОК ФИГУР

Приступая к работе над этим фрагментом картины, наш художник сосредоточил свое внимание на танцовщице и стоящих вокруг нее зрителях. Прежде всего, он наметил карандашом контуры фигур, а затем принялся накладывать фоновые цвета и "уточнять" стоящие на заднем плане фигуры. Светлые коричневые тона написаны смесью желтой охры, жженой умбры и титановых белил; красновато-коричневый пиджак и шляпа - жженой сиеной и винзорской красной краской; темные коричневые тона (самые темные из них кажутся черными) - смесью жженой умбры и черной краски. Помимо этих красок, там, где это было необходимо, добавлены синий индиго, изумрудно-зеленая краска и желтый кадмий.

Анри Тулуз Лотрек "Танец в Мулен Руж"

2. ФОН

Далее наш художник занялся фоном, на котором расположены фигуры зрителей. Желто-зеленая панель написана изумрудно-зеленой краской, черной краской и жженой умброй, подкрашенными сверху и осветленными лимонно-желтой краской и белилами; пестрый участок над панелью - изумрудно-зеленой краской и синим индиго, с добавлением жженой сиены, черной краски, винзорской красной краски и желтого кадмия; одежды зрителей - тем же набором красок с добавлением жестких мазков черной краски там, где обозначены складки одежды; телесные тона - желтой охрой, жженой сиеной и белилами (с добавлением жженой умбры на темных участках). Написанные желтой краской чулки сверху были покрыты слоем винзорской красной краски.

Анри Тулуз Лотрек "Танец в Мулен Руж"

3. ДЕРЕВЯННЫЙ ПОЛ

Затем наш художник написал участок пола (обратите внимание на вертикальные штрихи, имитирующие фактуру досок пола). За основу был взят бирюзовый цвет, полученный из смеси изумрудно-зеленой краски и синего индиго. При этом сверху наш художник покрыл его - в целях создания контрастного оранжевого цвета - винзорской красной краской и желтым кадмием, а на темных участках - синим индиго, жженой умброй и черной краской. Ботинки танцовщицы (и часть ноги ее партнера) написаны винзорской красной краской и жженой сиеной, а затем затемнены жженой умброй и черной краской.

Анри Тулуз Лотрек "Танец в Мулен Руж"

4. ТАНЦОВЩИЦА

Занявшись фигурой главной героини этого сюжета, наш художник обозначил черные складки на ее платье. Их он периодически восстанавливал - по мере наложения других цветов. Для воссоздания ровного коричневого цвета, помимо жженой сиены, желтой охры и белил, он использовал и сырую умбру. Нижняя юбка написана желтой охрой и жженой сиеной (покрытыми сверху белилами); телесные тона - желтой охрой, жженой сиеной и белилами (краска была наложена в несколько слоев, а затем растерта пальцами для создания пятнистого эффекта); волосы танцовщицы - жженой сиеной (также наложенной в несколько слоев), с осветлением желтой охрой и несколькими мазками жженой умбры.

Анри Тулуз Лотрек "Танец в Мулен Руж"

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ШТРИХИ

Наиболее примечательным действием на этой стадии было нанесение в области пола и панели на заднем плане слоя разведенной жженой умбры; это позволило нашему художнику имитировать имеющуюся на подлиннике патину. Затем он аккуратно поправил воссозданную сцену, внимательно пройдя по всему холсту. Необходимость такого "дубля" вызвана обилием деталей, содержащихся в этом фрагменте.

Анри Тулуз Лотрек "Танец в Мулен Руж"

ДЕТАЛЬ

Иллюзия пространства, отделяющего танцоров от стоящих позади них зрителей, достигается не только за счет уменьшения масштаба удаленных фигур. С продвижением в глубину меняется общая цветовая гамма картины. Тона становятся светлее, а очертания фигур начинают размываться.

ПАЛИТРА ХУДОЖНИКА
Номера соответствуют стадиям работы, описанным выше.

palette.jpg (27132 bytes)

Колоритные персонажи
Анри Тулуз Лотрек "Танец в Мулен Руж"

Анри Тулуз Лотрек "Танец в Мулен Руж"

1. "Пенящиеся" юбки
Несколькими быстрыми мазками художник сумел изобразить развевающиеся юбки танцовщицы. Чуть сзади видны кружевные юбки и обтянутые черными чулками ноги другой танцовщицы.

 

Анри Тулуз Лотрек "Танец в Мулен Руж"

2. Портреты и карикатуры
Лица людей, составляющих фриз заднего плана, представляют собой точные портреты, чередующиеся с карикатурами. Рядом с реалистическим изображенным усатым посетителем кабаре можно рассмотреть женщину с карикатурными чертами Джейн Авриль и нелепую фигуру в котелке со стилизованным лицом скелета.

 

Анри Тулуз Лотрек "Танец в Мулен Руж"

3. Садовый аттракцион
Кабаре "Мулен Руж" привлекало посетителей не только феерическими представлениями, но и своими аттракционами. Одним из них был сад, освещенный газовыми и (что было еще совсем в новинку) электрическими фонарями. Этот сад обрамляет верхний край полотна.

 

Анри Тулуз Лотрек "Танец в Мулен Руж"

4. "Гуттаперчевые" ноги
Ноги Валентина по прозвищу "Бескостный" немыслимо изгибаются внизу, словно на самом деле лишены костей.

 

 

Анри Тулуз Лотрек "Танец в Мулен Руж"

5. Кто она?
Кто эта элегантная женщина с опущенными глазами? Непосвященному трудно ответить на этот вопрос, но не завсегдатаю Монмартра - тот безошибочно опознает ее как проститутку. Об этом недвусмысленно говорит наполовину спрятанная позади нее фигура женщины в бесформенном платье. Во времена Лотрека проститутки, как правило, выходили "на работу" в сопровождении непривлекательной компаньонки.

 

Анри Тулуз Лотрек "Танец в Мулен Руж"

6. Красные пятна
На общем пестром фоне ярко проступают пылающие красные пятна образующие диагональ - от рыжеволосого персонажа на заднем плане через красные чулки танцовщицы к стоящей на переднем плане женщине в розовом платье.

 

Анри Тулуз Лотрек "Танец в Мулен Руж"

7. Контрастные цвета
Театральное освещение танцевального зала художник эффектно подчеркивает с помощью зеленых теней. Треугольный участок между двумя женскими фигурами освещен особенно ярко, и здесь плотные зеленые тени максимально контрастируют с красным и розовым.

 

Анри Тулуз Лотрек "Танец в Мулен Руж"

8. Текучий штрих
Эта деталь позволяет по достоинству оценить "каллиграфичность" письма Тулуз- Лотрека. Краска нанесена настолько тонко, что кажется, словно она течет наподобие туши.

По материалам "Художественная галерея. Тулуз-Лотрек", №22.

Импрессионизм

Коллекция

Жизнь и
творчество

О картинах

Термины

Музеи

Литература

Ссылки

Гостевая книга

Вебмастер

Hosted by uCoz