Импрессионизм в сети

 

Анри де Тулуз-Лотрек

lotrek_portrait.jpg (4385 bytes)

Анри де Тулуз-Лотрек: коллекция

Анри де Тулуз-Лотрек в домашнем электронном музее
(100 электронных альбомов великих художников,
включая импрессионистов)

Анри де Тулуз-Лотрек: литература

Анри де Тулуз-Лотрек в музеях

Постеры картин Анри де Тулуз-Лотрека

Хронология жизни

Эпизоды из жизни: 1. Аристократ среди богемы
2. Художник острого взгляда
3. Семья
4. Маленькое сокровище
5. Несчастье
6. Мастерская Леона Бонна
7. Мастерская Кормона
8. Монмартр
9. Натуралистическая кадриль
10. Мария Валадон
11. Аристид Брюан
12. Ла Гулю

13. Ван Гог

14. Рыжая Роза
15. Тапье де Селейран
16. "Мулен Руж"
17. Выставка "Группы двадцати"
18. Морис Жуаян
19. Афиша "Мулен Руж"
20. Джейн Авриль
21. Бордель
22. Слава
23. "Ревю бланш"
24. Иветт Гильбер
25. "Пассажирка из 54-ой"
26. "Они"
27. Болезнь
28. Конец
29. Посмертная судьба

ТУЛУЗ-ЛОТРЕК Анри Мари Раймон де (1864-1901) - французский живописец, один из ярчайших представителей постимпрессионизма.

Родился в старинной дворянской семье. В детстве, дважды упав с лошади, сломал обе ноги и на всю жизнь остался калекой. Этот физический недостаток наложил отпечаток на дальнейшую жизнь художника. Интерес к рисованию пробудился под влиянием художника Р.Пренсето. Учился у Л.Бонна (1883) и Ф.Кормона (1884- 1885). Большое влияние на формирование его творческой манеры оказало искусство Э.Дега и японской гравюры.

Анри де Тулуз-Лотрек "Мать художника за завтраком"
"Мать художника за завтраком".
1882 г.
Холст, масло. 93,5х81 см.
Музей Тулуз-Лотрека, Альби.

Анри де Тулуз-Лотрек "Графиня Адель де Тулуз-Лотрек в Мальроме"
"Графиня Адель де Тулуз-Лотрек в Мальроме". 1887 г.
Холст, масло.
Музей Тулуз-Лотрека, Альби, Франция.

Ранние работы художника, на которых изображены в основном его близкие друзья и родственники ("Графиня Тулу-Лотрек за завтраком в Мальроме", 1883; "Графиня Адель де Тулуз-Лотрек", 1887 - обе в Музее Тулуз-Лотрека, Альби), написаны с использованием импрессионистической техники, но стремление мастера максимально правдиво, иногда даже беспощадно, передать индивидуальную характеристику каждой своей модели говорит о принципиально новом понимании им образа человека ("Молодая женщина, сидящая за столом", 1889, Собрание Ван Гога, Ларен; "Прачка", 1889, Собрание Дортю, Париж).

Анри Тулуз Лотрек "Прачка"

"Прачка". 1889 г.
Холст, масло. 93х75 см.
Париж, частное собрание.

В дальнейшем А. де Тулуз-Лотрек совершенствует способы и методы передачи психологического состояния моделей, сохраняя при этом интерес к воспроизведению их неповторимого облика ("В кафе", 1891, Музей изящных искусств, Бостон; "Ла Гулю, входящая в Мулен-Руж", 1891-1892, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Сатирический взгляд художника на мир театра, ночных кафе, артистической богемы Парижа и опустившихся завсегдатаев притонов находит свое выражение в гротесковом преувеличении, которым он пользуется при написании таких картин, как "Танец в Мулен-Руж" (1890, частное собрание), "Занятия Валентена с новыми девушками в Мулен-Руж" (1889-1890, Художественный музей, Филадельфия) и др.

Анри Тулуз Лотрек "Ла Гулю, входящая в "Мулен Руж" с двумя женщинами"
"Ла Гулю, входящая в "Мулен Руж" с двумя женщинами". 1892 г.
Картон, масло. 79,4х59 см.
Музей современного искусства, Нью-Йорк.

Анри Тулуз Лотрек "Танец в Мулен Руж"
"Танец в Мулен Руж". 1890 г.
Холст, масло. 114х150 см.
Филадельфия, собрание Мак-Илхенни.

Заказать постер

Для современников А. де Тулуз-Лотрек был прежде всего мастером психологического портрета и создателем театральных афиш.

Все его портреты можно условно разделить на две группы: в первой модель как бы противопоставлена зрителю и смотрит ему в прямо в глаза ("Жюстин Дьель", 1889, Музей Орсэ, Париж; "Портрет месье Буало", ок. 1893, Кливлендский музей искусств), во второй она представлена в привычной для себя обстановке, отражающей ее повседневные занятия, профессию или привычки ("Гостиная в Шато де Мальроме", 1886-1887; "Дезире Дио (Чтение газеты в саду)", 1890 - обе в музее Тулуз-Лотрека, Альби; "Портрет Мадам де Гортцикофф, 1893, частная коллекция). Для того чтобы все внимание зрителя было сконцентрировано на внутреннем мире его модели, он делает ее внешние черты менее резкими, расплывчатыми, использует абстрактный фон, а в более поздних картинах - пейзаж или некоторые предметы быта и обстановки, раскрывающие истинную сущность своих персонажей.

Анри Тулуз Лотрек "Жюстин Диель в саду Фореста"
"Жюстин Диель в саду Фореста". 1890 г.
Картон, масло. 74х58 см.
Музей д'Орсэ, Париж.

Анри Тулуз Лотрек "Чтение газеты в саду"
"Чтение газеты в саду". 1890 г.
Музей Тулуз-Лотрека, Альби.

А. де Тулуз-Лотрек никогда не интересовался проблемой воздействия света на поверхность изображаемых предметов, но постепенно его палитра светлеет, а утонченное сочетание нескольких цветов, в основном зеленого и фиолетового, станет визитной карточкой большинства его работ.

А. де Тулуз-Лотрек никогда не приукрашивал свои модели, но в его даже самых "грубых" портретах всегда чувствуется симпатия художника, выраженная в сжатой форме несколькими энергичными мазками ("Туалет (Рыжеволосая)", 1889, Музей Орсэ, Париж; "Рю де Мулен", 1894, Национальная галерея искусств, Вашингтон).

Анри Тулуз Лотрек "Туалет"
"Туалет". 1896 г.
Холст, масло. 67х54 см.
Музей д'Орсэ, Париж.

Анри Тулуз Лотрек "Улица Мулен: медицинский осмотр"
"Улица Мулен: медицинский осмотр". 1894 г.
Картон, масло. 82х59,5 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.

А. де Тулуз-Лотрек внес большой вклад в становление жанра афиши, его творчество было высоко оценено его современниками. Всего за свою жизнь он нарисовал около 30 афиш ("Джейн Авриль в Жарден де Пари", 1893; "Divan japonais", 1893 - обе в Музее Тулуз-Лотрека, Альби), в которых наиболее ярко выразился его великолепный талант рисовальщика. Художник блестяще владеет линией, заставляет ее прихотливо извиваться по контуру модели и по велению момента, создавая произведения, отличающиеся изысканной декоративностью. Особенную выразительность имеют большие одноцветные поля его картин.

Анри Тулуз Лотрек "Джейн Авриль"
Афиша "Джейн Авриль". 1893 г.
130х95 см.

Музей Тулуз-Лотрека, Альби, Франция.

Анри де Тулуз-Лотрек "Афиша "Японский диван" 
Афиша "Диван Жапоне"
("Японский диван"). 1892-1893 гг.
75,5х59,5 см.
Музей Тулуз-Лотрека, Альби, Франция.

Литература:
1. Перрюшо А. Тулуз-Лотрек. Пер. с франц. М., 1969.

2. Воркунова Н. Тулуз-Лотрек. М., 1972.
3. Грутрой Г. А. де Тулуз-Лотрек. М., 1997.

По материалам из книги "Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма"/ Сост. Т.Г. Петровец. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -320 с.: ил.

Хронология жизни

1864
Родился 24 ноября в Альби, на юго-западе Франции, в семье графа Альфонса и графини Адели де Тулуз-Лотрек

1878
Происходят два несчастных случая, в результате которых ломает обе ноги. Рост мальчика после этого прекращается.

1882
Переезжает вместе с матерью в Париж, где поступает в мастерскую художника Леона Бонна. Позже переходит в мастерскую Фернана Кормона.

1884
Открывает собственную студию на Монмартре, где с головой погружается в жизнь богемы.

1891
Становится известным всему Парижу благодаря своему плакату, сделанному для кабаре "Мулен Руж".

1892
Впервые посещает Лондон. Эту и последующие поездки на берега Темзы организуют друзья художника, пытающиеся вернуть его к нормальной жизни.

1899
Художнику ставят диагноз: алкоголизм. Заболевает сифилисом. По настоянию матери три месяца лечится в психиатрической клинике неподалеку от Парижа.

1900
Проводит зиму в Бордо. Весной следующего года возвращается в Париж совершенно больным.

1901
В июле покидает Париж, чтобы провести лето на атлантическом побережье. В августе, после инсульта, Лотрека парализует. 9 сентября скончался в родовом поместье неподалеку от Бордо.

По материалам: "Художественная галерея. Тулуз-Лотрек", №22, 2005.

 

Импрессионизм

Коллекция

Жизнь и
творчество

О картинах

Термины

Музеи

Литература

Ссылки

Гостевая книга

Вебмастер

Hosted by uCoz