Импрессионизм в сети

 

Пьер Огюст Ренуар

Эпизоды из жизни: Страсть к рисованию

Пьер Огюст Ренуар: коллекция

Огюст Ренуар в домашнем электронном музее
(100 электронных альбомов великих художников,
включая импрессионистов)

Постеры картин Огюста Ренуара

Пьер Огюст Ренуар в музеях

Пьер Огюст Ренуар: литература

Пьер Огюст Ренуар: биография

Эпизоды из жизни: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

.Ренуар был на редкость плодовитым художником. За время своей долгой творческой жизни, продолжавшейся без малого шестьдесят лет, он успел написать около шести тысяч картин, или в среднем две работы в неделю. Временами он становился невероятно требовательным к себе, особенно в последние годы жизни, и считал некоторые свои работы посредственными. Впрочем, он просто любил рисовать, это было для него столь же естественно, как дышать. "Во время работы, - говорил он, - я чувствую себя пробкой, которую несет по волнам, и мне остается лишь отдаться на их волю".

В ранние голодные годы Ренуар зачастую не мог купить себе краски, поэтому и в зрелом возрасте, когда ему все стало доступно, он не переставал любоваться ими, мог наслаждаться их цветом и даже запахом. Радость, которую Ренуар испытывал во время рисования, была одним из самых сильных наслаждений в его жизни, и это не могло не отразиться на настроении его картин. Художник не любил героические и трагические сюжеты, гораздо больше его интересовала обычная жизнь с ее простыми радостями. Ренуар любил писать людей, которые пьют, танцуют и веселятся; он любил красивые пейзажи и цветы, любил детей, но больше всего обожал молодых, полных, красивых женщин.

Свое отношение к живописи Ренуар передал следующими словами: "Я убежден в том, что картина должна быть приятной, веселой и привлекательной, - да, привлекательной! На свете и так слишком много скучных вещей, и не стоит пополнять их число своими картинами".

Не удивительно, что Ренуар пренебрежительно относился к высокоинтеллектуальным рассуждениям о живописи и всегда говорил в таких случаях: "Я никогда не вступаю в подобные разговоры".

Когда Ренуар начал серьезно изучать живопись, ему потребовалось некоторое время для того, чтобы найти то направление, в котором он будет работать. На первых порах его естественный творческий инстинкт был приглушен желанием писать картины, отвечающие вкусам публики и тем самым обеспечивающие художнику безбедную будущность. Несколько лет он писал вяло, порой даже мрачно, однако под влиянием друзей, и прежде всего Моне, сумел сделать свою палитру ярче, а манеру письма - свободнее. В молодости Моне и Ренуар были близкими друзьями и в 1869 году работали вместе в любимом публикой месте отдыха на Сене под названием "Лягушатник". Именно здесь они создавали картины, впоследствии послужившие основой импрессионизма.

В то время Ренуар разделял интерес Моне к созданию пейзажей на пленэре, но впоследствии, не отказываясь окончательно от этого жанра, все же сосредоточил основное внимание на изображении человеческого тела.

БОЛЬШЕ ЧЕМ УДОВОЛЬСТВИЕ

На первых порах Ренуар выбирал для своих картин сценки из повседневной жизни и писал кафе, танцевальные залы, театры, лодочные прогулки и другие сюжеты, связанные с развлечениями. Однако после поездки в Италию в 1881-1882 годах он переключился на более "вечные" темы и занялся изображением обнаженной человеческой натуры. Опыт, приобретенный им в Италии, отразился и на общем стиле художника. До этого манера Ренуара была типичной для импрессионизма - с использованием широких, ломаных мазков и слегка расплывчатых форм, однако после знакомства с образцами античной живописи и искусством Возрождения Ренуар убедился в том, что стремление запечатлеть на холсте ускользающее впечатление заставляет импрессиониста пренебрегать целым рядом проверенных временем технических приемов живописи. И Ренуар приступил к поиску своего собственного стиля, в котором ему хотелось использовать более определенные формы, четкие линии и более изысканную палитру.

На протяжении нескольких последующих лет Ренуар экспериментирует в "жесткой" или "кислой", как он ее называл, манере, но с конца 1880-х вернулся к более мягкому и гибкому стилю, имевшему много общего с техникой импрессионизма, однако отличавшемуся от нее большей величественностью, простотой и теплотой цвета. В поздних работах Ренуара наблюдается переизбыток красного цвета, а фигуры становятся более массивными и округлыми.

СТИЛЬ МАСТЕРА

Живописная манера Ренуара вырабатывалась на протяжении многих лет. В период расцвета импрессионизма, на протяжении всех 1870-х годов, художник писал энергично и живо, благодаря чему его картины всегда выглядели яркими и красочными независимо от того, что было изображено на холсте. Цвета Ренуара обычно были менее насыщенными, чем у его товарищей-импрессионистов, (он часто разводил краски льняным маслом и скипидаром) и ложились более гладко, чем, скажем, у Моне, создававшего за счет красок фактуру холста.

На протяжении короткого "жесткого" периода мазок Ренуара становится шире и тверже. Правда, в более поздних работах его манера вновь смягчается.

Живописи Ренуар посвятил всю свою жизнь без остатка. Даже в старости он больше всего опасался того, что прогрессирующая болезнь может лишить его возможности писать. Его друг и торговый агент Амбруаз Воллар оставил воспоминания об этом периоде жизни художника. "Жизнь Ренуара, - пишет он, - была размеренной, как у конторского служащего. В мастерскую он приходил с той же пунктуальностью, с какой клерк занимает место за своим рабочим столом. Спать он ложился рано, сыграв перед этим с мадам Ренуар партию в шашки или домино. Он всегда боялся проспать, чтобы не нарушить на следующий день распорядок своей работы. На протяжении всей жизни рисование оставалось его главной радостью и единственной возможностью для отдыха".

Другим человеком, оставившим воспоминания о том, как работал Ренуар, была американский художник Уолтер Пэч, посетивший его в 1908 году. Ренуар говорил ему: "Я ставлю предмет так, как хочу его видеть, а затем начинаю рисовать, как ребенок. Предположим, мне хочется добиться яркого красного тона, и я начинаю добавлять красный к другим цветам, пока не достигаю желаемого эффекта. И больше ничего. Для меня не существует правил... Сегодня все хотят найти объяснение всему. Но если вы можете объяснить картину, она уже не является произведением искусства...  Настоящее произведение искусства должно захватывать вас, притягивать, увлекать. Картина для художника - это способ выразить свои чувства; это поток, который исходит от него и уносит зрителя вместе с собой."

Этюды маслом

Хотя Ренуар, в отличие от своих друзей-импрессионистов моне и Сислея, не склонен был писать пейзажи, ему тем не менее нравилось работать на открытом воздухе, и он в свое время сделал на пленэре множество ярких этюдов маслом. Иногда Ренуар использовал эти этюды как основу для своих будущих картин, которые писались им в студии. Этюд, на котором запечатлен пляж в Крэддл-Рок, на острове Гернси написан в сентябре 1883 года, когда художник посетил Нормандские острова. Оттуда он писал своему торговому агенту Дюран-Рюэлю о той радости, которую доставляет ему пребывание на этих пляжах, где на каждом шагу встречаются объекты, которые хочется поскорее нарисовать. Вполне вероятно, что эта набольшая яркая картина была написана за один сеанс, поскольку человеческие фигурки были добавлены по еще не просохшей, влажной краске морского "фона".

Огюст Ренуар "Пляж в Крэддл-Рок"

"Пляж в Крэддл-Рок". 1883 г.
Национальная галерея, Лондон.

Натюрморт

Ренуар часто писал натюрморты, немного расслабляясь таким способом после окончания другой, более напряженной работы.

Огюст Ренуар "Розы в вазе"
"Розы в вазе". 1890 г.
Ларош-Жирадон.

Огюст Ренуар "Натюрморт с букетом и веером"
"Натюрморт с букетом и веером".
1871 г.
Холст, масло. 73,3х58,9 см.
Музей изящных искусств, Хьюстон, Техас.

Натюрморты в целом, и особенно цветы, всегда позволяли, как он говорил, "отдохнуть его мозгам". Он писал цветы как сами по себе ("Розы в вазе", ок. 1890), так и как часть более широкого натюрморта ("Натюрморт с букетом и веером", 1871). Ренуар был достаточно честен, чтобы признать простую вещь: натюрморты легко пишутся и при этом могут приносить хороший доход. "Если бы я продавал только хорошие картины, - замечал он, - я бы умер с голоду". Разумеется, нельзя все натюрморты ренуара причислять к его первоклассным работам, однако лучшие из них великолепны по цвету, и изысканные по стилю.

Рисунки и гравюры

Ренуар очень много рисовал, но никогда не относился к своим рисункам с должным вниманием. Один из его друзей, художественный критик Жорж Ривьер писал, что "только после того, как к Ренуару пришло признание, люди бросились собирать его рисунки. Однако очень трудно, почти невозможно найти его рисунки, относящиеся к семидесятым и восьмидесятым годам. В те времена Ренуар безжалостно выбрасывал их, придавая своим работам не больше значения, чем школьник своей старой тетради". Большинство уцелевших рисунков Ренуара - это моментальные наброски, сделанные тем, что оказывалось в эту минуту под рукой: пастелью, пером, тушью, карандашом или, как в случае с этим не датированным рисунком "Играющие девочки" - цветными карандашами. Некоторые из рисунков - это этюды для будущих картин, а некоторые кажутся сделанными уже после написания картины, сюжет которой они повторяют.

Огюст Ренуар "Играющие девочки"
"Играющие девочки" (рисунок).
Институт Штеделя, Франкфурт.

Огюст Ренуар "Портрет Берты Моризо"
"Портрет Берты Моризо" (гравюра). 1892 г.
Частное собрание.

В 1890-е годы Ренуар экспериментировал с гравюрами, этой идеей заразил художника его торговый агент, Воллар. Очаровательный образец гравюры, исполненной Ренуаром в технике сухой иглы, - портрет Берты Моризо, датированный 1892 годом. Художник также пробовал свои силы в офортах и литографии, создав в целом около 50 работ (в том числе несколько цветных), в целом повторяющих сюжеты его картин. Он находил офорт несколько тяжеловесным, и гораздо больше его заинтересовала литография, техника которой предполагает создание рисунка на литографском камне приблизительно тем же способом, что и на бумаге.

Изображения детей

Немногие художники писали детей с такой искренней любовью и симпатией, как Ренуар. Он умел передать исходящее от любого ребенка очарование, не впадая при этом в слезливую сентиментальность. Примером тому может служить восхитительный "Портрет ребенка", написанный около 1910 года. Добиться успеха на этом нелегком поприще во многом помогал мягкий характер Ренуара, да еще отчасти та невероятная скорость, с которой он писал: его маленькие модели не успевали устать, а картина уже была закончена, как это случилось с девочками, изображенными на картине "Дочери Каен д'Анвера (Розовое и голубое)", датированной 1881 годом.

Огюст Ренуар "Портрет ребенка"
"Портрет ребенка". 1910 г.
Жирадон.

Огюст Ренуар "Дочери Каэн д'Анвера"
"Дочери Каэн д'Анвера (Розовое и голубое)". 1881 г.
Национальная галерея, Лондон.

На картине 1905 года "Играющий Клод Ренуар" изображен младший сын художника, известный как "Коко". Позже сам Клод вспоминал: "Мой отец предоставлял мне полную свободу. Он не требовал, чтобы его модель оставалась неподвижной, и потому я мог бегать по всей мастерской. Правда, иногда мне удавалось спокойно посидеть минуты три. Впрочем, я был всего лишь его дежурной моделью на случай непогоды; обычно же отец приглашал в мастерскую настоящую натурщицу или приступал к небольшому пейзажу; меня же он использовал чаще всего для набросков, когда у него под рукой не было никого более подходящего".

Огюст Ренуар "Играющий Клод Ренуар"

"Играющий Клод Ренуар". 1905 г.
Национальная галерея, Лондон.

Ренуаровские изображения детей отличают нежные сочетания цветов, невероятной гладкости кожа и лучащийся взгляд. Дети на его картинах и рисунках всегда включены в диалог с окружающим миром (даже если этим миром является пишущий их художник), доброжелательно и чуть-чуть вопросительно открыты навстречу ему. Они будто светятся изнутри, будто несут взрослым какое-то знание, показывают пример правильной жизни.

Обнаженная натура

Ренуар был одним из величайших мастеров изображения ню за всю историю живописи. Он любил женское тело и умел живо передать его на холсте. Одна из знаменитых шуток Ренуара: "Я продолжаю работать над обнаженной натурой до тех пор, пока мне не захочется ущипнуть холст". Впрочем, ведущей темой в творчестве Ренуара обнаженная натура стала не раньше середины 1880-х годов. Это произошло после его возвращения из Италии, где художник был потрясен античным искусством и искусством Ренессанса, в которых изображение обнаженного человеческого тела занимает одну из ведущих позиций.

Огюст Ренуар "Купальщицы"
"Купальщицы, декоративный эскиз". 1887 г.
Холст, масло. 115х170 см.
Музей изобразительных искусств, Филадельфия.

Огюст Ренуар "Купальщица, вытирающая ногу"
"Купальщица, вытирающая ногу".
1910 г.
Жирадон.

"Купальщицы" (1887) были написаны именно в этот период. "Купальщица, вытирающая ногу" (1910) относится к работам позднего периода, а более поздние "Купальщицы" (1918-1919) были написаны в стиле, типичном для последних лет жизни художника. Хотя порой Ренуар совмещает изображение ню с мифологическими сюжетами, в целом он все же предпочитает писать натуру в естественном виде, сосредотачивая все внимание не на сюжете картины, а на форме, цвете и фактуре.

Огюст Ренуар "Купальщицы"

"Купальщицы". 1918-1919.
Музей д'Орсэ, Париж.

В последнем периоде творчества любимой моделью Ренуара стала Габриэль Ренар, кузина его жены, впервые появившаяся в их доме в 1895 году, чтобы нянчить их первенца, Жана. Здоровое, крепкое, пышное тело Габриэлы было именно тем идеалом, который искал в женщинах Ренуар.

Скульптура

Ренуар всегда интересовался скульптурой, однако свои первые работы - две маленькие статуэтки, изображающие младшего сына Коко, - создал лишь в 1907 году, когда художнику исполнилось 66 лет. Всерьез Ренуар не занимался скульптурой до 1913 года, а к этому времени он уже страдал от ревматизма и не мог держать в руках глину. Так что те две первые скульптуры так и остались единственными, вылепленными им собственноручно.

Огюст Ренуар "Бюст жены Ренуара Алины"
Бюст жены Ренуара Алины (1916).

Огюст Ренуар "Статуя Венеры Победительницы"
Статуя Венеры Победительницы (1913).

Торговец картинами, Амбруаз Воллар, нашел Ренуару помощника, Ричарда Гино, молодого испанца, работавшего до этого со знаменитым скульптором Аристидом Майолем. Ренуар и Гино работали вместе с 1913 по 1918 год и создали совместно свыше двадцати произведений. Ренуар делал общие наброски скульптур, по которым работал Гино, а затем подсказывал - на словах или указывая длинной тростью, - что его помощник должен сделать с материалом. Он говорил: "Было ощущение, что к концу моей трости прикреплена рука". Гино считал, что его вклад в общую работу остается недооцененным, и после ссоры ушел от Ренуара. Полвека спустя, в 1968 году, Гино выиграл судебный процесс у наследников Ренуара, добившись права называться "соавтором" великого мастера. Примечательно, что, работая самостоятельно, Гино не добился успеха как скульптор.

По материалам "Художественная галерея. Ренуар." №3, 2004. .

 

Импрессионизм

Коллекция

Жизнь и
творчество

О картинах

Термины

Музеи

Литература

Ссылки

Гостевая книга

Вебмастер

Hosted by uCoz