Эпизоды из жизни:
1 2
Мэри Кассат, родившаяся в семье
американского банкира, в двадцать три года
уехала в Париж, променяв спокойное и беспечное
существование на трудную и одинокую жизнь
художника.
"Если вам не
терпится узнать, что такое "американская
живопись", - поезжайте в Париж", - говорил
Генри Джеймс и был прав. Молодые американские
художники (в большинстве своем - отпрыски
состоятельных семейств) бежали из Нового Света в
Старый - так, как когда-то их предки, гугеноты и
пуритане, бежали из Старого Света в Новый.
Последних влек в Америку воздух свободы. Их
правнуков манил обратно "воздух культуры".
Мэри Стивенсон Кассат
родилась 22 мая 1844 года в штате Пенсильвания.
Когда будущей художнице было семь лет, Кассаты
надолго уехали из Соединенных Штатов в Европу.
Сначала они остановились в Париже, а позже жили в
Гейдельберге и Дармштадте, где старший брат Мэри,
Александр, изучал инженерное дело. За годы,
проведенные в Старом Свете, девочка научилась
свободно говорить на нескольких языках и успела
полюбить изнеженную, утонченную жизнь высшего
общества, в котором вращались Кассаты в Европе (отец
художницы был банкиром и богачом, что открывало
перед ним все двери). По пути домой семейство еще
раз остановилось в Париже, чтобы посетить
Всемирную выставку. Именно там произошло первое
знакомство Мэри с современной французской
живописью - она увидела работы двух непримиримых
соперников, Энгра и Делакруа.
В 1861 году Мэри Кассат
поступила в Пенсильванскую Академию изящных
искусств в Филадельфии. Здесь она проучилась
четыре года - к радости своих родителей,
полагавших "налет художественного
образования" весьма уместным для девушки из
хорошей семьи. Но когда в 1865 году молодая
художница заявила им, что решает посвятить себя
живописи и едет в Европу, они воспротивились.
Больше года продолжалась глухая борьба Мэри
Кассат со своим семейством. И, наконец, в 1867 году
она добилась своего. В сопровождении матери
Кассат прибыла в Париж.
В зените славы в это
время по-прежнему были художники- академисты с их
"ориентальными фантазиями" и
сентиментальными жанровыми сценками. Но сквозь
асфальт этого, одобренного Салоном и публикой,
искусства, неумолимо прорастала новая живопись -
необычная, смелая, живая. Лозунгом ее была
искренность - та самая, о которой Мане писал в
предисловии к каталогу Салона Отверженных 1867
года: "Сегодня художник не должен говорить: "Взгляните
на мою безупречную работу". Нет, он должен
сказать: "Взгляните на мою искреннюю работу".
Мэри Кассат не
спешила примкнуть к какому-либо из
художественных течений и заявить о себе. Она
брала уроки у художников- академистов и выжидала.
Вдумчиво изучала работы старых мастеров и
постепенно привыкала к революционному стилю
Мане и Курбе. В 1868 году комиссия Салона отобрала
на выставку ее работу "Мандолинистка",
романтическую по сюжету, но реалистичную по
исполнению.
Начавшаяся в 1871 году
франко-прусская война заставила Мэри Кассат на
время прервать учебу и возвратиться в США. Но
долго усидеть дома она не могла и в 1871 году опять
отправилась в Европу, на сей раз - в Италию. После
Италии художница посетила Испанию, а затем
Голландию и Бельгию. Разумеется, путешествовала
она не только ради удовольствия, но, главным
образом, для знакомства с полотнами старых
мастеров.
В 1873 году Кассат
поселилась в Париже. Шесть лет назад, приехав в
Париж с матерью, она растерялась, не зная, какой
путь ей избрать. Теперь же она хорошо понимала,
куда и с кем идти. В 1874 году, за две недели до
открытия официального Салона, в фотоателье на
бульваре Капуцинов открылась первая выставка
тех, кого позже назовут импрессионистами, - Клода
Моне, Эдгара Дега, Камиля Писсарро и Берты Моризо.
Сразу же после этой выставки Кассат пишет
небольшой пейзаж "Девушки, собирающие полевые
цветы" - в манере, весьма близкой к тогдашнему
стилю Моне. Подражая импрессионистам, художница
стала работать на пленэре и повсюду носить с
собой блокнот для зарисовок, чтобы делать в нем
наброски заинтересовавших ее бытовых сценок.
В свою очередь, работы
Кассат начали привлекать внимание
импрессионистов. Увидев выставленный в Салоне 1874
года женский портрет ее работы, Дега написал
своему другу: "Это гениальная картина. Она
запала мне в самое сердце".
Взаимная приязнь
Кассат и Дега довольно долго оставалась заочной.
Лишь в 1877 году один из общих приятелей привел
Дега в мастерскую художницы. И Дега с порога
предложил ей выставляться вместе с
импрессионистами. Кассат, раздраженная
бесконечными придирками жюри Салона, немедленно
приняла это предложение. Позже она вспоминала:
"Теперь я могла работать совершенно спокойно и
независимо, без оглядки на жюри. К тому времени я
уже начала понимать, кто они, настоящие мастера, и
восхищалась Мане, Курбе и Дега. И тогда я навсегда
оставила закованную в рамки условностей
живопись и начала просто жить".
В последующее
десятилетие Кассат четырежды выставлялась
вместе с импрессионистами - в 1879, 1880, 1881 и 1886 годах.
Ее работы нравились публике, вызывали
одобрительные отзывы критиков и собратьев по
цеху. Так, Гоген, сравнивая Кассат с Бертой Моризо,
говорил: "Картины мисс Кассат не менее
очаровательны, чем картины Моризо, но при этом
намного сильнее".
Несмотря на растущую
известность, 1880-е годы были для художницы
малопродуктивными вследствие семейных хлопот. В
1877 году к ней в Париж переехали родители и
старшая сестра Лидия, которая была тяжело больна.
Мэри Кассат, забросив холст и краски, ухаживала
за ней, но ее заботы не помогли - в 1882 году Лидия
умерла. В 1880 году навестил художницу и старший
брат Александр. Он приехал с семьей и задержался
в Париже надолго. Бремя семейных забот, внезапно
свалившиеся на плечи Кассат, оправдало себя
множеством прелестных семейных сценок,
написанных ею в это время.
Самыми успешными и
продуктивными оказались для Мэри Кассат 1890-е
годы. Ее серия из десяти цветных офортов "по
мотивам" японской графики, выставленная в
галерее Дюран-Рюэля в 1891 году, покорила зрителей.
К этому времени работы художницы уже хорошо
знали не только в Европе, но и в США. В 1892 году ей
предложили написать фреску для Женского
павильона на Всеамериканской выставке в Чикаго.
Кассат не была близка идея разделения живописцев
по половому признаку, но, тем не менее, она
взялась за эту работу. Ее популярность и
доходы в это время уже таковы, что в 1893 году она
смогла купить старинный особняк в 50 милях к
северо- западу от Парижа, который стал ее "летней
резиденцией" на все оставшиеся годы.
В октябре 1895 года
после тяжелой и продолжительной болезни
скончалась мать Мэри Кассат. Художница очень
тяжело переживала эту смерть, хотя давно уже
готовилась к ней. Чтобы выйти из депрессии, нужна
была перемена обстановки, и осенью 1898 года она
решила отправиться на родину, которой не видела
более 25 лет. В Америке Кассат провела несколько
месяцев и вернулась во Францию весной 1899 года.
Следующая (и последняя) ее поездка в Соединенные
Штаты состоялась в 1908 году.
После возвращения из
Америки Кассат обнаружила, что ее работы, еще
недавно так нравившиеся зрителям, уже почти
никого не интересуют. Художница проявила
мудрость и не стала подделываться под меняющиеся
вкусы эпохи. Большую часть времени она проводила
теперь в компании своей старинной подруги Луизы
Хейвмейер и ее мужа, помогая им собирать
коллекцию полотен старых мастеров и художников
XIX столетия. В 1910 году Мэри Кассат заболела
диабетом. Вскоре к этой тяжелой болезни
прибавились еще и проблемы со зрением, поэтому
художница почти не могла работать. В последние
годы она чувствовала себя очень одинокой - почти
все ее друзья-импрессионисты к тому времени уже
умерли, а сил, чтобы пересечь Атлантику и
навестить родственников, у нее не было. В 1926 году
Мэри Кассат умерла.
По
материалам "Художественная галерея. Кассат",
№86, 2005 г.