А Б В
Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Э Я
A
Абстракционизм
(англ. аbstractionism, франц. abstractionnisme, abstractivisme, от лат.
abstractus-отвлеченный), беспредметное искусство,
конфигуративное искусство, конкретное искусство
- направление в искусстве ХХ в., ставящее во главу
угла формальные элементы - линию, цветовое пятно
и отвлеченную конфигурацию.
Абстракционизм
сформировался в 1910-х гг. сразу в нескольких
европейских странах. Крупнейшими его
представителями и основоположниками были
В.В.Кандинский и К.С.Малевич в России, П.Мондриан в
Голландии, Р.Делоне и Ф.Купка во Франции.
Разработанный ими метод отвлеченных построений
служил для выражения внутренних закономерностей
и постигаемых с помощью интуиции сущностей,
которые скрываются за преходящими явлениями
видимого мира. Для В.В.Кандинского, К.С.Малевича и
П.Мондриана первоэлементами формы были
наделенные духовным содержанием живописные
знаки, из которых складывались пластические
формулы, отражавшие отношения между элементами
универсума. Р.Делоне, в свою очередь, отвергая
идеалистическую метафизику единомышленников,
ограничивался исследованиями живописного языка,
концентрируя свое внимание на динамических
качествах цвета.
Существуют две
разновидности абстракционизма, которые
наметились после его появления: геометрический,
основанный на правильных четко очерченных
конфигурациях (К.Малевич, П.Мондриан и близкий к
ним Р.Делоне), и лирический, в основе которого
лежат свободно текущие формы (В.В.Кандинский).
Наибольшего расцвета
абстракционизм достиг после второй мировой
войны, став главным направлением в искусстве
стран Западной Европы и Северной Америки.
Современные художники
отдают предпочтение лирической абстракции,
внутри которой зародились новые течения:
абстрактный экспрессионизм (Дж.Поллок, Х.Хофман, А.Горки,
Р.Мазеруэлл, М.Ротко, Ф.Клайн), ташизм (Ж.Матье,
П.Сулаж, Ж.Базен, Э.Бедова, А.Йорн),
иероглифический абстракционизм (М.Тоби, М.Грейвз,
Дж.Бисье, А.Мишо), которые утрачивают
универсально-метафизическую основу. Эти течения
используют абстрактную форму только для
непосредственной фиксации психических
состояний, переживаний и ощущений художника.
Автопортрет
(от греч. autos-сам и франц. portrait - портрет,
англ.self-portrait, франц. autoportrait, нем.Selbstbildnis) -
живописное, графическое или скульптурное
изображение художника, выполненное им самим при
помощи одного зеркала или системы зеркал.
Содержит оценку своей личности, своей роли в
общественной жизни и искусстве, декларацию своих
творческих принципов. Художник может быть
представлен в разных обличьях, в разных одеждах,
его изображение может быть включено в жанровую сцену или групповой
портрет.
АР
НУВО (франц. art nouveau-новое искусство) -
распространенное в некоторых европейских
странах название стиля модерн, возникшее благодаря одноименной
выставке, проводимой в Цюрихе в 1952 г. и
посвященной этому стилю.
Ахроматические
тона - так называемые бесцветные, серые тона,
различающиеся по светлоте и близости к белому или черному.
По материалам из
книги "Энциклопедия импрессионизма и
постимпрессионизма"/ Сост. Т.Г. Петровец. - М.:
ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -320 с.: ил.