"Автопортрет с палитрой в руках". 1834 г.
Камиль
Коро: коллекция
Камиль
Коро в домашнем электронном музее
(100 электронных альбомов великих художников,
включая импрессионистов)
Камиль Коро: литература
КОРО Жан-Батист
Камиль (1796-1875) - виднейший французский
живописец, рисовальщик, мастер портрета и
пейзажа, один из предшественников
импрессионизма.
Родился в семье
владельца ателье мод. Учился у художников-
академистов А.Мишалона и В.Бертена. Посетил
Италию, Великобританию, Голландию, Бельгию,
Швейцарию. Становление художественного метода
происходило в основном в результате
непосредственных наблюдений за природой, а также
под влиянием достижений передовых художников
(выставка Дж.Констебла в Париже в 1824 г.).
Большое значение для
молодого художника имела поездка в Италию (1825),
где под впечатлением залитых солнцем ландшафтов
он отказывается от исторических пейзажей в духе
своих учителей- классицистов в пользу более
реального воспроизведения природы (этюды "Вид
на Форум", 1826, Лувр, Париж; "Вид
Колизея", 1826, Лувр, Париж). Новый подход к
изображаемой действительности позволил К.Коро
не только точно запечатлеть вид зданий, но и
передать окутывающую их световоздушную среду.
Интерес художника к материальной стороне
окружающего мира явился шагом вперед на пути к
созданию реалистического пейзажа, расцвет
которого наблюдается в творчестве художников
барбизонской школы.
"Вид на Форум от садов Фарнез". 1826
г.
Бумага на холсте, масло.
27,94х50,04 см.
Лувр, Париж.
|
"Вид на Колизей от садов Фарнез".
1826 г.
Бумага на холсте, масло. 30х49 см.
Лувр, Париж.
|
Новаторство К.Коро особенно
ярко проявилось в его летних, наполненных светом
и воздухом этюдах, отражающих разное состояние
природы. Их основные мотивы - городские виды,
архитектурные памятники, итальянские города ("Шартрский
собор", 1830, Лувр, Париж; "Утро в
Венеции", ок. 1834, ГМИИ, Москва).
"Собор в Шартре". 1830 г.
(ретуширована в 1872 г.).
Холст, масло. 64х51,5 см.
Лувр, Париж.
|
"Утро в Венеции". 1834 г.
Холст, масло. 27,5х40 см.
ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва.
|
В 1850-1860-е гг.
изображение природы на пейзажах Коро
приобретает более обыденный характер, но интерес
художника к изменениям ее состояний возрастает.
Одним из средств
передачи лирического содержания пейзажа
становится световоздушная среда. Меняющееся в
зависимости от времени суток освещение,
окутывающее ветви деревьев, легкая туманная
дымка размывают контуры, придавая предметам
призрачную невесомость.
"Бурная погода. Берег Па-де-Кале"
1865-1870 гг.
Холст, масло. 38х55 см.
ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва.
|
"Воз сена". 1865-1870 гг.
Холст, масло. 32х45 см.
ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва.
|
Коро постепенно отходит от
темной живописи, используя более светлую палитру
и систему валеров - различных по светосиле
"пятен" одного цвета. Невероятно широкий
диапазон валеров включает в себя до двадцати
градаций одного и того же тона. Особое настроение
и определенный ритм пейзажу придают соотношение
темных и светлых "пятен", композиционное
расположение деревьев и ветвей, расстояние
между ними и различный наклон стволов
("Колокольня в Аржантёе", 1858-1860, ГМИИ, Москва; "Бурная
погода. Берег Па-де-Кале", ГМИИ, Москва; "Воз
сена", 1860-е, ГМИИ, Москва; "Вечер",
1860, ГМИИ, Москва; "Порыв
ветра", несколько вариантов, созданных
в середине 1860-х - начале 1870-х гг.).
"Вечер".
Конец 1850-х - начало 1860-х гг.
Холст, масло. 32,5х46,5 см.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
|
"Порыв ветра".
Холст, масло. 48х66 см.
ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва.
|
Особым очарованием
наполнены фигурные композиции К.Коро. В ранних
работах, отличающихся пластичностью и
материальностью, человеческие фигуры в
некоторой степени противопоставлены окружающей
среде ("Жница
с серпом",
1838, частное собрание).
"Жница с серпом". 1838 г.
Холст, масло.
Музей изящных искусств, Бостон.
|
"Прерванное чтение", 1870 г.
Холст на доске, масло.
Художественный институт, Чикаго.
|
В поздних же работах,
наоборот, достигается полное свето-цветовое
единство природы и человека ("Семья жнеца",
ок. 1857; "Мастерская художника", 1865-1870 - обе в
Лувре, Париж). Так же, как пейзажам, фигурным
композициям Коро почти всегда присуще свое
определенное настроение ("Прерванное
чтение", ок. 1870, Художественный
институт, Чикаго; "Эмма Добиньи в греческом
костюме", 1868-1870, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
К.Коро оказал
большое влияние на творчество импрессионистов
своей великолепной передачей световоздушной
среды, богатством колорита и созерцательностью,
выработанными упорной работой на пленэре, а
также стремлением передать впечатление от
пейзажа в целом.
Литература:
1. Коро - художник, человек. Документы.
Воспоминания. Пер. с франц. Вступ. ст.
Е.Гайдукевич. М., 1963.
2. Алпатов М.В. Коро. М., 1984 г.
По материалам из
книги "Энциклопедия импрессионизма и
постимпрессионизма"/ Сост. Т.Г. Петровец. - М.:
ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -320 с.: ил.