Поль
Андре Лемуан считал этот этюд первоначальным
воплощением фигуры танцовщицы, сидящей на рояле
в "Танцевальном классе" (Музей Орсэ, Париж).
Такое предположение неубедительно, так как у
орсэйской танцовщицы при сходном повороте
корпуса другое движение рук. Гораздо больше
оснований связывать работу с "Репетицией
балета на сцене" (ок. 1874, две версии в Музее
Метрополитен, Нью-Йорк), где центральная фигура
переднего плана представлена именно в таком
движении, причем в движении танца. В
"Танцевальном классе" балерина сидит,
поправляя за спиной бретельку - жест похожий, но
все-таки другой.
"Танцевальный класс". 1873-1875 гг.
Холст, масло. 85х75 см.
Музей д'Орсэ, Париж.
Заказать
постер
|
"Репетиция балета на сцене".
1874 г.
Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
|
Из двух нью-йоркских версий
особенно близка к "Танцовщице" пастель из
собр. Хавемейер. Авторы каталога последней
большой выставки Дега датировали обе
нью-йоркские версии "Репетиции балета на
сцене" 1874 г. с вопросом. Им, несомненно
предшествовала картина маслом с таким же
названием, но иначе представляющая персонажей
(1874, Музей Орсэ, Париж); она показывалась на первой
выставке импрессионистов. Когда точно были
исполнены нью-йоркские вариации, остается
неясным. Этюд из собр. Кребса, должно быть,
занимает промежуточное положение между картиной
и этими вариациями. Танцовщица в белой,
раздувающейся юбке всюду изображена посередине,
с руками, выставленными локтями вперед, только в
пастели она быстро движется по сцене, выбрасывая
вперед ногу, а в орсэйской картине сидит на
скамейке. В этюде из собр. Кребса появляется та
динамика, которая не требовалась для изображения
отдыхающей балерины, но которая определяет
композиционный строй пастели.
"Репетиция балета на сцене".
1874 г.
Музей д'Орсэ, Париж.
Заказать
постер
Жест "Танцовщицы"
всегда привлекал Дега, ибо он запечатлен с
соответствующими модификациями в нескольких
рисунках, в частности, в листах из Кабинета
рисунков в Лувре (на недавней ретроспективе Дега
они датировались 1873 г.). Поразительно, как,
пользуясь почти тем же движением, Дега выражал то
усталость балерины (она, например, зевает,
закинув руки за голову), то естественное желание
женщины поправить что-то в своем наряде или
прическе, и тогда ее пальцы быстро оказываются у
затылка, а то стремительность танца. Потенциал
таких превращений значителен, и, соблазняясь ими,
художник все время к ним возвращается.
"Танцовщица", как,
пожалуй, редко какая другая картина, побуждает
обратиться к известной записи из "Дневника"
Эдмона де Гонкура, сделанной 13 февраля 1874 г.:
"Вчера я провел целый день в мастерской
удивительного художника по имени Дега. После
множества попыток, опытов, прощупываний во всех
направлениях он влюбился во все современное, а в
этой современности остановил свой взгляд на
прачках и танцовщицах. В сущности выбор не так уж
плох. Все - белое и розовое; женское тело в батисте
и газе - самый очаровательный повод для
применения светлых и нежных тонов... Перед нашими
глазами проходят танцовщицы... Картина
изображает балетное фойе, где на фоне светлого
окна вырисовываются фантастические очертания
ног танцовщиц, спускающихся по лестнице; среди
всех этих раздувающихся белых облаков реет
красное пятно шотландки, и резким контрастом
выступает смешная фигура балетмейстера. И перед
нами предстают схваченные в натуре грациозные
изгибы тел, повороты и движения этих маленьких
девушек- обезьян.
Художник показывает свои
картины, время от времени дополняя пояснения
воспроизведением какой-нибудь хореографической
фигуры, имитацией, говоря языком танцовщиц, одной
из арабесок. И поистине забавно видеть, как он,
стоя на носках, с занесенными над головой руками,
смешивает эстетику танца с эстетикой живописи,
рассуждая о нечистых тонах Веласкеса и
силуэтности Мантеньи."
По свежим следам Гонкур
вынес от посещения мастерской Дега двойственное
впечатление. С одной стороны, он признавался, что
не встречал художника, который лучше схватывал
бы дух современной жизни. С другой, воспринимая
его как невротика, он выражал сомнение, что Дега
удастся создать что-либо цельное. "Чересчур уж
это беспокойный ум". Вероятно, для писателя и
для живописца "цельное" означало разные
вещи. Во всяком случае Дега, уже достаточно
попробовавший свои силы в создании законченных и
построенных по классическим рецептам
произведений, не мыслил цельности вне потока
жизни, что и связало его с импрессионистами.
Цельное означало жизнь в ее непрестанном
движении и трансформациях.
По материалам книги:
А.Костеневич "Неведомые шедевры. Французская
живопись XIX-XX веков из частных собраний
Германии", Издательство "Харри Н.Абрамс",
Нью-Йорк- Санкт-Петербург, 1995 г.
|