Это
полотно создано Гогеном в промежутке между двумя
путешествиями на Таити, поэтому нет ничего
странного в причудливом сочетании французских и
полинезийских традиций, отличающем эту картину.
Ее художественные образы и весь контекст
воспроизводят полинезийские декорации, но
композиция основана на принципах классической
симметрии, характерной для французских мастеров.
Более того, она звучит явным эхом "Апофеоза
Гомера" (1827) Энгра. Единственное отличие:
древние греки заменены здесь полинезийцами.
В этой работе Гоген остается
верен самому себе, в очередной раз фантазируя на
тему древних религиозных обрядов,
существовавших когда-то на Таити. Ничего
подобного в реальной жизни не существовало - к
тому времени, когда Гоген приехал на Таити,
религиозная жизнь в Полинезии вообще
практически угасла. Сюжет картины кратко можно
описать так: женщины-туземки (часть - в
национальных нарядах, другие - обнаженные)
группируются вокруг деревянного идола, готовясь
совершить загадочный ритуал.
Картина древнего рая,
написанная неестественно яркими красками,
волнует и оставляет ощущение несказанной тайны.
Воссоздаем работу
Гогена.
1. Основа
Сделав предварительный
набросок, воспроизводящий композицию Гогена, наш
художник приступил к работе над задним планом
(небо), одновременно подкрашивая некоторые
темные участки на среднем плане. Для создания
интенсивного цвета неба использована смесь
винзорской синьки и титановых белил; нижний,
более светлый, участок потребовал добавления
винзорской красной краски. Темные тона областей
вокруг идола получены с помощью черной краски и
сырой умбры; кое-где художник брал синюю краску.
Волосы идола написаны почти одной черной
краской. На описанном первоначальном этапе
абсолютно точно цвет не воспроизводится - это
делается позже
2. Передний план
Далее наш художник
сосредоточился на переднем плане, приступив к
работе над водной лагуной. И здесь абсолютно
точный цвет пока не является целью - это задача
финальных стадий. К винзорской синьке, сырой
умбре и черной краске добавлены желтый кадмий,
винзорская красная краска и желтая охра. Зеленый
цвет получен из синей краси и желтого кадмия, а
темные тона красного созданы из винзорской
красной краски, желтой охры с добавлением сырой
умбры.
3. Фигуры
На этомэтапе потребовалось
выписать фигуры на фоне ландшафта. В
используемой палитре добавились жженая сиена,
которая вместе с сырой умброй позволяет создать
основу телесных тонов. Что касается красных и
белых женских одежд, то для самых темных участков
красного к винзорской красной краске добавлена
жженая сиена, а белые одежды, хотя и кажутся
белоснежными, на самом деле написаны с
добавлением к титановым белилам винзорской
синьки и черной краски. В работе над идолом
использована смесь винзорской синьки и черной
краски.
4. Цветовые пятна
Заполняются оставшиеся
чистыми участки холста. Нюансы перехода от
одного цвета к другому и здесь пока художника не
заботят. Цвета существуют в виде чередующихся
пятен. Художник работает с красками, которые уже
были использованы. Синие камни вокруг идола
написаны синькой, черной краской и белилами, а
для темных тонов добавлена капелька сырой умбры.
Красные и зеленые цвета повторяют аналогичные
цвета второго этапа.
5. Заключительные штрихи
Это наиболее трудоемкий
этап, и нашему художнику пришлось потратить
немало времени, чтобы воссоздать все мелкие
заключительные штрихи. На этой стадии картина
выглядит почти законченной. Теперь остается лишь
выверить всю цветовую гамму. Самое сложное -
уточнить оттенки в границах цветовых пятен. При
этом нужно постоянно корректировать рисунок,
наносить краску, смешивать ее, чтобы высветлить
одни участки или затемнить другие, и так далее,
участок за участком.
6. Деталь
Для придания фигурам на
переднем плане объема следует создать резкий
контраст между отдельными цветовыми участками.
Если цвет оказался слишком ярким, его следует
смягчить, растирая краску пальцами. В случае
недостаточного контраста решить проблему будет
гораздо труднее.
Палитра художника
Номера соответствуют стадиям работы,
описанным выше.
Экзотическая
атмосфера
|
1.
Вымышленный идол
К тому времени, когда Гоген прибыл на Таити,
на острове почти не осталось древних скульптур.
Все они были уничтожены при обращении островитян
в христианскую веру. Своих вымышленных
таитянских идолов художник создавал, синтезируя
образы древних скульптур, увиденных им на
Маркизских островах, на фотографиях яванского
храма Борбодур и в сборнике таитянских легенд,
изданном Дж.Меренхутом за пятьдесят лет до
приезда Гогена на Таити. |
|
2.
Реалистический пейзаж
Идиллический пейзаж острова, составляющий
задний план картины, - с пальмовыми деревьями,
соломенной хижиной, всадником на песке и каноэ на
синей воде - контрастирует с мистическими
цветами переднего плана. |
|
3, 7.
Парные фигуры.
Большинство фигур на картине расположено
парами. По бокам от центральной женской фигуры
расположены фигуры двух обнаженных женщин,
образующих основание треугольника, вершиной
которого является идол. Фигуры - в позе эмбриона,
находящегося в материнской утробе, - лежат на
розовом песке, и изображены одна со спины, а
вторая спереди. Подобная же поза появляется в
написанной в том же году работе Гогена "Дух,
охраняющий мертвых". |
|
4.
Египетские мотивы
Две женщины, изображенные на левой
половине картины, несут на головах корзины с
фруктами - очевидно, это приношения божеству. Их
профили напоминают египетские фрески, которые
так любил Гоген. |
|
5.
Таитянское название
Гоген давал своим картинам, относящимся к
полинезийскому периоду, таитянские названия,
надписывая их прямо на полотне. Этим он стремился
подчеркнуть свою принадлежность к культуре
Океании и дистанцироваться от проклинаемой им
европейской цивилизации. |
|
6.
Нереальные краски
Центральная женская фигура сидит,
опустив ноги в воду, написанную абстрактными
пятнами чистого цвета, разделенными темными
волнистыми линиями. Гоген выработал эту технику
еще в Бретани, внимательно изучив местные эмали,
но редко использовал ее для достижения
декоративного эффекта столь блестяще. Оранжевый,
синий, красный, зеленый, кремовый и желтый цвета,
сливающиеся в настоящую цветовую симфонию,
превращают картину в загадочную мистерию. |
По материалам
"Художественная галерея. Гоген", №6, 2004.
|