"В февраля 1897 года Гоген работал с увлечением, хотя и
"рывками". Он хотел во что бы то ни стало
добавить к картинам, которые посылал на крейсере
"Дюге-Труэн" вместе с судовым врачом Гузе,
еще одну - изображение обнаженной женщины. В этой
картине он хотел бы дать представление о
"своеобразной варварской роскоши былых
времен".
Эта обнаженная - еще одна
маорийская Олимпия. На богатом ложе возлежит
туземка, тело которой мощно моделировано и
написано "умышленно темными и печальными",
но роскошными красками. Женщина отдыхает, глаза
ее открыты. Позади нее птица, которая наблюдает
за ней. "Называется картина "Nevermore" - это не
ворон Эдгара По, это сатанинская птица, которая
всегда настороже" - "глупая" птица судьбы,
символ остающихся без ответа вопросов и
непостижимости человеческой участи. Обнаженная
на картине "Nevermore" и в самом деле вызывает
ощущение не столько сладострастия, сколько тайны
и тревоги. Искусство Гогена с каждым годом
набирало силу. У художника уже не было нужды
прибегать к полинезийскому пантеону, к каменным
идолам, чтобы прикоснуться к "всеобщему".
Ему достаточно изобразить женское тело в его
плотском расцвете, распростертое среди
варварского великолепия декора, над которым
царит птица "Никогда", чтобы выразить ту
изначальную муку, то смятение, которое вызывает у
человека загадка его существования. Выразить, а
вернее, дать почувствовать, потому что, как
говорил Гоген, "главное в произведении - это
именно то, что не высказано". Живопись - это
музыка, часто твердил он. "Еще прежде, чем
понять, что изображено на картине... вы захвачены
магическим аккордом".
По материалам
книги А.Перрюшо "Жизнь Гогена"./ Пер. с фр.
Ю.Я.Яхниной. - М.: ОАО Издательство "Радуга",
2001. - 320 с., с илл.
Книга
на ОЗОНе
|