Это таитянский вариант
религиозных полотен, созданных Гогеном в
Бретани. композиция картины очень необычна.
Присутствие ангела ассоциируется с
Благовещеньем (библейский эпизод, в котором
ангел приносит Деве Марии благую весть о
предстоящем рождении Христа), а центральные
фигуры напоминают сцену поклонения волхвов.
Прелестная фигура матери с ребенком написана
Гогеном с натуры, и, если не считать сияющего
нимба, она совершенно реалистична. Гоген не был
ортодоксальным христианином, и его картина
пронизана языческим мистицизмом. Художник
отдавал отчет, что подобная трактовка может
возмутить чувства верующих христиан. Вообще, до
1951 года, по требованию католической церкви,
изображения библейских персонажей должны были
ориентироваться на европейский
антропологический тип.
Художественное
цитирование
|
1.
Фигуры и лесной ландшафт на заднем плане
напоминают о картине Боттичелли "Весна". На
стене хижины, в которой жил Гоген, была приколота
репродукция этой картины. |
|
2.
Головы матери и ребенка окружены сияющим
нимбом, что позволяет идентифицировать их как
Деву Марию и Христа, хотя подобная поза не
встречается в западной живописи и иконописи. |
|
3.
Центральная пара фигур заимствована с фриза
яванского храма в Боробудуре. Фотографии этого
храма Гоген приобрел на Всемирной выставке 1889
года.
|
|
4.
Фигура с желтыми крыльями - это ангел. Скрыв
его за ветвями цветущего дерева, Гоген усилил
атмосферу таинственности, характерную для этой
картины. |
По материалам
"Художественная галерея. Гоген", №6, 2004 г.
|