"...
С годами характерная для Мане ирония принимает
очевидную социальную направленность. В полотне
1873 года "Бал-маскарад в парижской Опере",
написанном через некоторое время после разгрома
Коммуны, глубоко потрясшего художника, ирония
эта перерастает в откровенный сарказм. Из резких
срезов композиции, жестко рассекающих фигуры
слева и сверху, из заостренности ритмов и
силуэтов, из столкновения темных и светлых, ярко
окрашенных и совершенно черных пятен возникает
зловещая сцена развлекающихся светских хлыщей и
переряженных кокоток. В сочетании с черными и
пестрыми пятнами копошащейся толпы
кроваво-красный ковер под ее ногами
воспринимается многозначительным намеком. Если
Золя в опубликованной в 1871 году "Карьере
Ругонов" вспоминал о торжестве
бонапартистского переворота "над еще не
остывшим трупом Республики", то так напоминало
"версальский Париж", торжествующий над
трупом Коммуны, то во французской живописи тех
лет не было, помимо Эдуарда Мане, художника, так
негодующе и точно показавшего дно "большого
света". Картина "Бал-маскарад" еще раз
развенчивает легенду о Мане как о бездумном и
легкомысленном живописце, поверхностно
относящемся к современности. Отдавая в
повседневной жизни дань условностям, художник -
мы убедились в этом - не скрывал своего отчетливо-
негативного отношения к тому миру, который
угрожал красоте и добру..."
По материалам
послесловия М.Прокофьевой к книге А.Перрюшо
"Эдуард Мане". - М.: ТЕРРА - Книжный клуб. 2000. -
400 с., 16 с. ил.
Книга
на ОЗОНе
|