"...Около
двух лет тому назад, еще до того, как
"батиньольцы" перебрались в кафе "Новые
Афины", однажды вечером они увидели у Гербуа
здоровенного малого в длинном пальто серого
цвета, на голове черная фетровая шляпа, из-под
которой густыми волнами падала пышная грива
темных волос. Благодаря смуглой коже лица и
черным, словно уголь, глазам, поблескивавшим под
тяжелыми веками, его можно было принять за
калабрийца. Так как этот человек прятал что-то
под пальто, Мане спутал его с бродячим
гитаристом. Он ошибся. То была не гитара, а трость:
она принадлежала художнику, очередному
"новобранцу" - Марселену Дебутену.
Кузен знаменитого
памфлетиста Рошфора, Марселен Дебутен был старше
Мане лет на десять и так же, как он, но раньше,
учился у Тома Кутюра. Затем, получив большое
наследство, этот ярый поклонник итальянского
света и солнца обосновался во Флоренции, на
мраморной вилле Омбреллино, окруженной огромным
парком. Зарабатывая высокопрофессиональными
копиями с картин великих мастеров, он жил там
щедро и гостеприимно, на широкую ногу, вплоть до
разорения в 1871-1872 годах. Тогда ему пришлось
вернуться в "страну туманов", он приехал в
Париж. Не только художник, но и поэт, автор
стихотворных драм (одна из них, "Морис
Саксонский", шла перед войной 1870 года на сцене
французской Комедии), Дебутен рассчитывал
вначале сделать карьеру на литературном поприще.
Но надежды его быстро развеялись, и он снова
обратился к изобразительному искусству, к своим
копиям.
Поселившись в бывшей
мастерской водопроводчика, в грязном бараке, в
глубине рабочего квартала на улице Дам, он
дюжинами производит картины и уступает их по
пять франков за штуку. Он нищенствует. Из
гордости и безразличия он и не скрывает этого, и
коль скоро вынужден вести богемное
существование, то умудряется нести бремя нищеты
даже с некоторым кокетством. Однако за внешней
неряшливостью скрывается аристократ. От
прежнего величия он сохранил аристократическую
непринужденность; у него обносились обшлага, но
его руки - руки патриция. Его рассуждения всегда
дельны - в них чувствуется человек большой
культуры.
Закончив рабочий день, он
каждый вечер появляется в кафе "Новые
Афины", где нет более постоянного посетителя.
Украсив угол коллекцией трубок, он с половины
девятого до одиннадцати отдыхает тут от жизни
"вьючного животного", болтает, покуривает.
"Батиньольцы" немедленно приняли его в свою
компанию. Он быстро стал всеобщим другом,
превратился в одну из главных фигур их собраний.
Перед Мане он благоговеет. "Этот гусь -
живописец из живописцев, - говорит он. - Ему
подвластны подлинные основы искусства". Между
художниками завязалась горячая дружба. Дебутен
награвировал в технике сухой иглы портрет Мане.
Мане, в свою очередь, начинает большой портрет
Дебутена в рост.
Портрет неожиданный - не
потому, что изображает такого человека, но по
фактуре живописи. Как и прошлым летом, Мане почти
не покидает города. Он довольствуется короткими
наездами в Женвилье. Но опытов в духе Аржантейя
больше не повторяет. Вместо того чтобы
воспользоваться хорошей погодой и установить
мольберт на берегу Сены, он закрывается в
мастерской и пишет Дебутена. Значит ли это, что он
отходит от "импрессионизма"? Во всяком
случае, портрет Дебутена показывает, что Мане
возвращается к тому, что занимало его в былые
годы. В самом деле, разве Дебутен, представленный
на полотне в полный рост, с рыжей собакой рядом,
был бы другим, если бы Мане писал его в эпоху "Флейтиста"?
Кому бы пришло в голову, что автор этой картины
годом раньше создал "Аржантей"?.."
По материалам
книги А.Перрюшо "Эдуард Мане"./ Пер. с фр.,
послесл. М.Прокофьевой. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб.
2000. - 400 с., 16 с. ил.
Книга
на ОЗОНе
|